Многие люди хотят продолжать учебу после средних специальных учебных заведений, потому что требования работодателей с каждым годом возрастают. Например, в больших городах уже недостаточно иметь одно высшее образование, потому что многие компании сотрудничают с зарубежными фирмами и им необходимы в штате переводчики. Чтобы не приглашать людей со стороны, приходится выставлять требования по уровню знаний иностранного языка.
Согласитесь, во время учебы, к примеру, на факультете экономики мало кто задумывается серьезно заняться английским, немецким или китайским языком. Хотя это сейчас, скорее, норма, и работодатели не считают завышенным требованием знание иностранного у соискателя должности. Заочный вуз может здорово помочь в освоении новой специальности и для этого не обязательно бросать работу и снова поступать на учебу.
Принципы заочного обучения
Начнем с того, что есть несколько разновидностей заочного образования:
- Классическое, которое предполагает приезд на сессию дважды в год.
- Очно-заочное – оно похоже на вечернюю форму, когда студенты несколько раз в неделю посещают очные лекции, остальное время занимаются самостоятельно.
- Заочно-дистанционное обучение</sзфт>, при котором некоторые вузы даже не требуют приехать на защиту диплома, а саму «корочку» присылают по почте.
Организация заочного обучения в каждом отдельном случае будет разная. Пожалуй, здесь нужно озвучить пожелания самих студентов, кому что надо. Не все идут за знаниями, возможно, кто-то уже самостоятельно изучил предмет на курсах или с репетитором. Получить диплом как подтверждение своих знаний – это законное желание человека.
Например, фирма работает с китайцами, срочно нужен переводчик из своих сотрудников, чтобы не разглашать тайны и финансовое положение компании. Чужих приглашать не хочется, но есть человек – сотрудник, которому хорошо даются языки. Он срочно идет на курсы и «поднимает» пятилетнюю программу вуза за 2 года. Но курсы – это не университет, поэтому знания у него только в голове, но не в дипломе.
Далее этого человека приглашают вести курсы уже у себя в городе с хорошей оплатой (язык ведь сложный). Для этого нужен диплом, или хотя бы факт того, что человек учится по данной специальности. Конечно же, очные лекции ему не нужны, да и ездить на сессию не хочется – работы море. Единственный способ, который подходит – удаленное образование. При этом за свои знания человек не переживает – ему просто нужен диплом, вернее, его начальству.
Одним словом – ситуации разные. Другие не хотят учиться по второму разу, и тратить на это деньги. Третьи осваивают новую специальность, интересуются качеством своих знаний, поэтому предпочитают очно-заочное, чтобы советоваться и контролировать себя. Четвертым родители посоветовали поступить на какой-то определенный факультет, но человеку неинтересно, и он перевелся на заочку. Суть заочного обучения в вузах – создать условия для всех ситуаций и самим остаться с прибылью.
Преимущества «заочки»
Несмотря на то, что многие считают заочный вуз несостоятельным, он имеет право на жизнь. Хотя бы потому, что не все могут себе позволить учиться очно по финансовым соображениям. Рассуждать, исходя из собственной ситуации, как минимум эгоистично, тем более ситуация в стране не самая лучшая для среднего класса. А ведь среди его представителей - очень много умных людей, потому что этот класс самый многочисленный.
Много ли детей обеспеченных личностей внесли вклад в науку или искусство? Есть пару человек, но тот же М. В. Ломоносов, именем которого назван самый престижный вуз страны, вышел из народа и сам всего добился.
Семейные люди могут совмещать работу, учебу и семью. Если выбора нет и помогать некому, то заочный вуз – лучшее решение, а качество знаний зависит от желания самого студента.
Заочное образование дешевле. При ограниченном бюджете и те деньги еще нужно где-то найти, но можно ведь и поработать для того, чтобы получить диплом.
Чем больше человек делает, тем больше успевает, потому что отпадают всякие ненужные дела, люди, события. Остаются только те, что прямо влияют на результат. С таким подходом человек развивается, а не расплескивает свою энергию и время.
Проблемы, которые могут возникнуть при удаленном обучении
Что приводят в качестве доводов чиновники, которые против заочного образования:
- мало теоретических знаний;
- неверное представление об учебном процессе;
- мало времени посвящено обучению;
- студенты не участвуют в общественной жизни вуза.
На каждый такой минус можно привести несколько аргументов в плюс.
Например:
- Теоретические знания заочники получают те же самые, что и очники, так как пользуются одной и той же электронной библиотекой. Можно подумать, что все очники заканчивают вуз с красными дипломами. Статистика неумолима ко всем – везде есть отличники и неуспевающие, все равно, что материалы доступны всем одинаково.
- Учебный процесс для каждого – индивидуальное явление. Права и свободы личности еще никто не отменял. Если человек учил тот же английский за рубежом, то зачем ему очное отделение, где он будет терять время? За свои решения каждый отвечает сам .
- Кто из чиновников знает, сколько времени каждый студент посвящает учебе? Одним надо час в день, другому 5 часов, чтобы сдать предмет.
- Жизнь вуза – это не жизнь отдельного человека. Есть очное отделение, есть люди, которым интересно «светиться» в студенческих массовках, но это далеко не для всех.
Такое ощущение, что кто-то пытается забрать у вузов часть прибыли, которая связана с заочным и дистанционным отделением, лишив обычных людей права иметь образование.
Способы решения «заочных» проблем
При этом, никто не думает о реальных проблемах, которые возникают у заочников.
Например:
- решение вопросов с работодателями, которые не хотят отпускать студента на сессию;
- возможность сдать одну или две сессии дистанционно в случае необходимости;
- финансовые вопросы и повышение цен на обучение;
- совмещение семьи, учебы и работы.
Вряд ли в вузах проводятся лекции на актуальные темы: «Как организовать свое время на заочке», или: «Как договориться с работодателем об оплате сессии».
Эти вопросы целиком и полностью ложатся на плечи и кошельки студентов.
Как вузы относятся к заочникам
В каждом учебном заведении есть свои традиции. Чем старше и серьезнее университет, тем увереннее чувствуют себя заочники. Они там – полноправные члены студенческого коллектива. Они имеют те же обязанности и права, что и все остальные.
Новые структуры создаются исходя из потребностей студентов – нужна только «корочка», нужен один предмет из 20, которые есть в программе. Поэтому в молодых частных заведениях руководство предъявляет требования исходя из пожеланий студентов. Нельзя сказать, что это верно на все 100%, но в большинстве случаев это так. Вузу необходима прибыль, поэтому он обещает человеку при поступлении, что его никто лишний раз не потревожит – пускай платит и ждет диплома.
Каждый человек сам выбирает степень своей загруженности и имеет право что-то не знать. Даже лучше, если он будет знать что-то одно хорошо, чем все вместе плохо. Достаточно вспомнить известную фразу Шерлока Холмса о том, что, в первую очередь, необходимы знания, связанные с профессией, а потом уже все остальное.