Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Балльно-рейтинговая система оценивания: плюсы и минусы

Балльно-рейтинговая система оценивания: плюсы и минусы

Балльно-рейтинговая система оценивания: плюсы и минусы

Получая образование, ученики и студенты получают и оценку своих знаний. Многие со школы привыкли к стандартной пятибалльной системе. Но для оценки студентов нередко используется стобалльная система, которая относится к балльно-рейтинговому методу.

В большинстве образовательных учреждений на территории Российской Федерации, а также  в ряде постсоветских стран сохраняется пятибалльная система оценки. Она предполагает возможность оценить знания учеников по системе из пяти баллов. Дополнительно, при необходимости выделить некоторые особенности, могут использоваться + и -. Такая система отличается удобством и простотой использования, поэтому ее применяют на протяжении множества лет.

Европейская система оценивания знаний предполагает балльно-рейтинговый метод, который включает в себя оценку по стобалльной шкале. Такая система лишь начинает набирать популярности в некоторых высших учебных заведениях Российской Федерации. Поэтому рекомендуется ознакомиться с ней более детально.

Особенности

Балльно-рейтинговая система оценивания предполагает разделение баллов за каждый семестр, в зависимости от предмета и особенностей образовательного процесса, который предполагает учебная программа. Максимально студент за семестр может получить 100 баллов.

Довольно часто примерно 40 из них преподаватели распределяют за посещаемость пар и ведение конспектов. Остальные баллы разделяются на экзамен или зачет, поведение студентов во время учебного процесса, сдачу тестов, лабораторных или иных работ.

Важно отметить, что в балльно-рейтинговой системе есть так называемый проходной балл. Это минимальный набор баллов, который необходимо получить студенту на протяжении всего учебного семестра, чтобы добиться получения допуска до экзаменационной сессии. Проходной балл определяется на каждый предмет, в зависимости от предпочтений преподавателя, а также  особенностей учебного процесса.

Некоторые студенты, даже при всем желании, не имеют возможности получить проходной балл на протяжении семестра. В таком случае, студенты обращаются за помощью к руководству высшего учебного заведения, либо к преподавателю, который ведет предмет. Специалисты расскажут, каким образом можно самостоятельно увеличить количество баллов на определенном предмете. В зависимости от нужд университета, а также причин, по которым студент не смог набрать необходимую сумму баллов, задачи определяются в индивидуальном порядке.

Кроме того, непосредственно на экзаменационной сессии преподаватели имеют возможность отправить студента на пересдачу, если он не набирает необходимое количество баллов. Такое происходит, если на экзамен также установлен необходимый минимум, который должен знать и сдать каждый студент. В таком случае, баллы, полученные на первом экзамене, дополнительно суммируются с ранее полученными. Это позволяет более простыми методами сдать экзамен уже на пересдаче.

Преимущества

Выбор в пользу введения балльно-рейтинговой системы, принесет многочисленные преимущества, по сравнению с пятибалльной, стандартной системой оценки.

Рекомендуется ознакомиться более детально с ключевыми из них:

  1. Возможность проведения качественной оценки работы студентов на протяжении всего семестра. При использовании балльно-рейтинговой системы, баллы выставляются на каждой паре, что позволяет позаботиться о составлении графиков, просмотре тенденции повышения знаний среди студентов на различных специальностях. Благодаря этому можно своевременно обнаружить недоработки в составленной учебной программе, а также устранить их в последующем. Этот метод позволяет значительно повысить качество образования в высшем учебном учреждении.
  2. Возможность обнаружить и исключить «халявщиков», которые ленятся учиться на протяжении длительного периода времени. Такие студенты, чаще всего, не работают весь семестр, а  потом приходят на экзамен, желая «закрыть» предмет за максимально короткий срок, без дополнительных сложностей. Однако, такое проходит только при пятибалльной системе, где баллы выставляются непосредственно на зачете, либо на экзамене.
  3. Перспектива составить рейтинг успеваемости студентов, чтобы выделить наиболее прогрессивных. Таких студентов можно дополнительно поощрять, предлагать им более трудную и интересную работу, приглашать на тематические конференции, которые помогут также использовать полученные знания по назначению.
  4. Сохраняется высокая мотивация студентов. Благодаря наличию рейтинга, за которым каждый активно может наблюдать, а также самостоятельно контролировать собственные баллы, все больше людей желают сохранять высокую успеваемость. Таким образом, можно наблюдать увеличение мотивации большинства студентов, при этом качество образования значительно улучшается, поскольку многие стремятся повысить свой рейтинг.

Недостатки

Помимо преимуществ, любая система и метод оценки знаний учеников и студентов, имеет как преимущества, так и недостатки. Именно поэтому, рекомендуется более детально ознакомиться с недостатками, которые характерны для балльно-рейтинговой системы:

  1. Трудно объективно оценивать студентов. Поскольку оценки формируются преподавателем, который имеет свои мысли и суждения о каждом студенте, они являются субъективными. В связи с этим, некоторые студенты не имеют возможности получить корректные оценки, которые они заслуживают. В некоторых случаях баллы получаются либо завышенными, либо заниженными.
  2. Рейтинговая система часто предполагает повышение уровня стресса у студентов. Многие студенты начинают переживать из-за оценок. А это может привести к потере мотивации, постоянной тревоге, нервозам и ухудшению успеваемости по учебе.
  3. Некоторые студенты могут иметь кардинально различный уровень знаний, который оценивается в одинаковое количество баллов. Все за счет того, что существует множество источников получения баллов. Именно поэтому, некоторые студенты могут разочаровываться в рейтинговой системе, перестать стремиться к высоким показателям. В связи с этим, необходимо внимательно следить за сохранением объективности, в процессе формирования итоговых баллов.

Как итог, балльно-рейтинговая система имеет как свои преимущества, так и недостатки. Рекомендуется позаботиться про плавное введение системы, если принимается решение о выборе в пользу такого метода.  Каждое учебное заведение самостоятельно оценивает все аспекты, чтобы принять наиболее корректное решение по данному вопросу.

 

Севостьянов Иван
Севостьянов Иван
Директор
Автор статьи:

Учитель физики и информатики

Степень MBA (мастер делового администрирования)

Мастер спорта по плаванию

Опыт работы в сфере образования с 2001 года.

Есть благодарности от вузов МГИУ, ММА, ВИТТЕ

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московская Международная Академия

Колледж управления и производства

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса МЭБИК

АНО ДПО "Воронежский Институт Профессионального Образования и Повышения Квалификации"


Поля, отмеченные «*», обязательны для заполнения»

Оставить заявку на консультацию

Как это работает:
- Вы оставляете заявку на сайте
- Менеджер связывается с вами для уточнения деталей
- Мы готовим все документы
- Вы учитесь

logo logo logo logo logo logo
Поля, отмеченные «*», обязательны к заполнению
top