С начала 1990-х гг. в России началось повсеместное внедрение платного образования. Сейчас число студентов-бюджетников и тех, кто оплачивает свое обучение, приблизительно одинаково. Но в обществе распространено мнение о низком качестве платного обучения.
Рассмотрим проблему более подробно.
Статистические данные
Всероссийский интернет-опрос был проведен на одном из сайтов вакансий. Его результаты аналогичны и данным других социологических опросов.
Более 50% респондентов считает, что на платном отделении учиться легче. Около 80% опрошенных полагает, что требования к студентам, которые платят за свое обучение, занижены. Причем не только к успеваемости, но и к посещаемости. Многие считают, что «платники» просто покупают оценки на зачетах и экзаменах.
Почему в таком случае вообще существует платное очное образование? Казалось бы, проще перевестись на заочное или дистанционное обучение , где плата ниже, а строгих требований к посещаемости нет. Считается, что нерадивых студентов удерживают от перехода на «заочку» следующие причины:
- юноши боятся возможного призыва в армию;
- не хочется терять статус студента-очника, особенно если вуз престижный;
- диплом очного отделения является более престижным в глазах работодателей.
Есть ряд специальностей, по которым заочное обучение невозможно. Например, трудно представить врача или физика-теоретика, учившегося заочно.
Проблема оттока специалистов за рубеж
Эта проблема особенно актуальна для IT-специальностей и научных работников. Выпускники уезжают за рубеж, где спрос на них очень велик. И в первую очередь те, кто учился бесплатно, поскольку они более способные.
Это дает сторонникам платного образования дополнительный аргумент для обоснования своей позиции.
Должно ли образование быть бесплатным
Есть мнения как «За», так и «Против».
Основные аргументы противников платного образования:
- образование уже оплачено поступлениями из налогов;
- в России низкая заработная плата;
- полностью платное образование приведет к расслоению общества;
- бесплатное образование, в том числе высшее на конкурсной основе, гарантировано статьей 43 действующей Конституции РФ, которую никто не отменял.
Сторонники платного обучения возражают:
- дешевое бесплатное образование не может быть качественным;
- в Великобритании и США налоги значительно выше, но все студенты платят за обучение;
- в условиях бесплатного обучения в вузы среднего уровня поступает много выпускников, которым следовало бы учиться в учреждениях среднего профессионального образования.
Но и те, и другие согласны, что при нынешнем уровне средних доходов россиян сделать образование полностью платным нереально и единственно возможный способ сделать образование платным – использовать образовательные кредиты. Но, как показывает опыт других стран, в первую очередь, США, их получение может превратиться в финансовую ловушку, особенно в условиях российских реалий с низкими зарплатами и высокими процентными ставками по кредитам.
Есть другой вариант - получение субсидии на образование. В этом случае платит за учебу государство, но молодой специалист (в СССР это был официальный термин для выпускников, у которых после окончания вуза прошло не более 3 лет) должен отработать после окончания вуза не менее 3-4 лет либо вернуть деньги. Пока подобные проекты только обсуждают.
Еще одна особенность советской системы высшего и среднего специального (сейчас его называют средним профессиональным) образования - обязательное распределение и уже упомянутая отработка после окончания учебного заведения.
Сейчас появились сторонники возвращения послевузовского распределения для тех, кто учился на бюджете.
Например, известный врач Л.М. Рошаль считает, что это единственный способ решить проблему нехватки кадров в медицине. И его позиция нашла поддержку в виде увеличения числа целевых мест для тех, кто хочет поступать на бюджет. В период пандемии 2020 г. почти 80% бюджетных мест в медицинских вузах было отдано «целевикам».
Система обязательного распределения реализована также в военных вузах, которые от нее никогда не отказывались.
Как в других странах
Дорогим является уже школьное элитное образование. Так учащиеся лицея в знаменитом Итоне в Великобритании платят около 40 000 фунтов в год (в рублях эта сумма составляет более 4 миллионов). В лучших физико-математических школах России аналогичное образование учащиеся получают бесплатно.
Годовая плата за обучение для студентов Кембриджа и Оксфорда составляет почти 30 000 фунтов.
Во всех вузах Нидерландов обучение платное. Каждый студент платит 2000 фунтов в год. Можно получить государственную субсидию, которую выпускнику нужно вернуть после трудоустройства.
В Иордании годовая стоимость обучения доходит до 15 000 долларов. Она существенно (в 3 раза) ниже для студентов с отличной успеваемостью и относящихся к тем, кто имеет социальные льготы (например, инвалидов).
Но есть и другие примеры. Например, в вузах Германии плату за обучение отменили, в том числе для иностранных студентов. Все университеты финансируются из региональных бюджетов. Правительства земель в Германии выделяют своим вузам деньги, которых обычно хватает на покрытие до 80% затрат. Вузы самостоятельно находят и другие источники финансирования. Периодически возникают дискуссии о необходимости возвращения платы за обучение, но общество пока против.
Образование в США
Известно, что Стив Джобс (как и его не менее знаменитый соотечественник Билл Гейтс) не получил высшего образования. На втором курсе он бросил учебу, сказав приемным родителям, что образование слишком дорогое.
Стоимость высшего образования в Америке постоянно растет, причем темпы роста часто опережают рост инфляции. Развитая система получения образовательных кредитов часто превращается для выпускников в долговую пропасть. Многие из них вынуждены откладывать вступление в брак и рождение детей до момента, когда бОльшая часть кредита, взятого для получения образования будет выплачена.
Есть и обратная сторона. Доступность образовательных кредитов провоцирует университеты на постоянное повышение платы за обучение. И этот рост несопоставим с ростом средней заработной платы даже для наиболее востребованных специальностей. В то же время на финансовую помощь студентам в виде стипендий и грантов обычный вуз тратит не более 3% своего бюджета.
Интересно, что в университетах, финансируемых из бюджета штатов, цена обучения для студентов из других штатов выше, чем для «своих». А следует еще учитывать стоимость проживания, учебников и другие расходы.
Финансовая помощь учебного заведения своим студентам может быть не только в виде стипендий или единовременных грантов, но и, например, в виде гарантированного места дополнительной работы для иностранных студентов. Но часто получить такую помощь могут студенты с высоким средним баллом и хорошим знанием английского языка. Дополнительным «бонусом» для выпускников-иностранцев часто является возможность поработать 2-3 года в США после окончания университета.