Значение интеллектуального труда возрастает. Об этом свидетельствует статистика востребованности второго высшего образования в России. По зафиксированным данням, потребность в еще одном дипломе определяется уровнем заработной платы – не все, кто имеет диплом о высшем образовании, удовлетворены денежным эквивалентом своей специальности. Это довольно масштабная проблема, поэтому решить ее только профессиональной переподготовкой не получится.
Почему возникает потребность во втором высшем образовании
Постоянное изменение в сферах деятельности, появление новых специальностей вызывает необходимость получения новых знаний и навыков, которые можно получить в высших учебных заведениях.
Некоторые профессии утратили свою актуальность, например, столько технических специалистов, как выпускалось в советское время, уже не требуется. Зато возросла потребность в квалифицированных сотрудниках, разбирающихся в нюансах сферы услуг.
Если ранее вузы удовлетворяли спрос на специалистов для промышленности, то сейчас ситуация в корне поменялась.
Наблюдения, проведенные в 90-х годах прошлого столетия, показывали, что с переходом на рыночную экономику второе высшее образование заочно получили более 50% людей, уже окончивших ранее вузы. Большая часть из них – руководительский состав. Также, по статистике, 2/3 в составе руководства больших компаний имеют 1 высшее образование, а 1/3 – два и более.
Стремление остаться в руководстве, профессиональные амбиции, денежные вопросы – это основные причины, которые побуждают людей овладевать новыми знаниями для продолжения карьеры.
Кто получает второе высшее образование и для чего
Причина, по которой люди, имеющие высшее образование, стараются получить еще одно – неоднозначна. Это может быть банальное непопадание в профессию. По результатам опроса, который проводили аспиранты математического факультета, всего лишь 15% студентов выбирали свою профессию обдуманно и целенаправленно. Из оставшихся 85% только часть решается на приобретение второго диплома и заново поступает в вуз.
Остальные испытывают недовольство работой, зарплатой, руководством, но только не собой. Сейчас активизировались коучи, астрологи, бизнес-тренеры, которые якобы помогают людям найти свое предназначение и изменить внутренние ощущения. Проблема в том, что все это не бесплатно, а чтобы измениться изнутри, необходимо поставить перед собой такую цель – самостоятельно. Безо всяких коучей. После этого идея или решение придут сами, а также уверенность в том, нужно или не нужно еще раз учиться.
Второе высшее образование бесплатно могут получать военные. Их навыки не соответствуют потребностям гражданской жизни. При этом военнослужащие рано выходят на пенсию, по сути – в самом расцвете сил. Для работы им нужно менять специальность.
Современные исследования показывают: больше всего людей, которые имеют два диплома – это руководители, первое образование которых гуманитарное или техническое. Для ведения бизнеса им нужно управленческое или экономическое образование, то есть МВА или менеджмент.
Большой спрос на такие факультеты был в начале 2000 годов, когда специалисты постсоветского периода утратили актуальность, но пожелали остаться на плаву в сфере экономики. Опыт жизненный и рабочий им подсказывал, что вскоре придет новое поколение сотрудников с современными знаниями и сместит их с рабочих мест.
Зарубежная статистика и опыт профессиональной переподготовки
В России даже первое высшее образование не обязательно, по поводу второго речь не идет вообще. Но при этом большинство выпускников средних школ пытаются получить какой-нибудь диплом. Именно какой-нибудь. С таким подходом специалисты из них также получаются какие-нибудь.
За границей эту проблему решили проще: зачем заставлять человека заниматься не своим делом, ведь потенциал его мозга не соответствует требованиям университета. В результате человек ни о чем другом не способен думать, кроме того, как сдать сессию. Это тягостное ощущение, которое приводит к истощению жизненных сил. Уже в старших классах учителя видят, кто предрасположен к дальнейшему обучению, а кому достаточно школьных знаний, и он хочет заниматься физическим трудом.
Старшеклассникам, не склонным к дальнейшему обучению, предлагают освоить одну из специальностей, после чего они могут сразу после школы идти зарабатывать деньги. Сравнительный анализ уровня жизни и зарплат показывает, что за рубежом специалисты без высшего образования имеют уровень жизни несколько выше, чем наши дипломированные сотрудники.
При таком подходе гораздо меньше возникает претензий и к руководству, и к себе самому. Курсы профессиональной переподготовки за рубежом также есть, но там учатся, скорее, из желания совместить два вида деятельности, нежели отказаться от одного и заняться другим.
Реакция работодателя на второе высшее образование сотрудника
Желание сотрудника получить второе высшее дистанционно или заочно, теоретически должно быть расценено, как положительный вклад в деятельность компании. На деле так бывает не всегда, поэтому в настоящий момент нужно оценивать не только свои знания, но особенности характера, свои внутренние потребности. Имеет значение, в каком темпе развивается компания и есть ли потребность в специалистах более высокого уровня.
Для работодателя второе высшее у сотрудника является сигналом, после которого он может предложить повышение по службе, или, как минимум, поднять заработную плату. Во всяком случае, так действуют в цивилизованных странах и отечественные продвинутые работодатели.
Если человек меняет специальность на ту, которая никак не связана с деятельностью фирмы, реакция может быть негативной. В таком случае нужно быть готовым к тому, что 2слишком умного» сотрудника могут уволить в любой момент. Учитывая то, что второе высшее дистанционно или заочно всегда платное, это может стать проблемой.
География второго высшего
По статистике, больше всего специалистов с двумя дипломами сосредоточено в крупных городах. Это обусловлено большей открытостью компаний, более широким направлением деятельности. Например, один отдел занимается продажами по стране, другой ведет торговлю с зарубежными партнерами.
Следовательно, первой группе работников достаточно знать язык своей страны и маркетинг, а вторые вынуждены учить иностранный язык и учитывать экономические законы другого государства. В первую очередь, владеть этими знаниями должен руководитель, чтобы направлять сотрудников в нужное русло. Если у потенциального руководителя первое образование гуманитарное (он знает иностранный язык, психологию), то ему необходимо подумать, как получить второе высшее образование в области экономики и управления.
В маленьких городах большие корпорации не работают, поэтому специалистов с двумя или тремя высшими образованиями практически нет. Вся работа построена по принципу наличия у человека ответственности для работы на какой-либо должности.