В России подорожало высшее образование – стоимость его сейчас примерно на 10 тысяч рублей выше, чем в прошлом году. Вместе с этим произошли и другие изменения, что говорит о снижении количества выпускников школ, которые планируют обучаться в университетах.
Стоимость второго высшего также будет увеличена, но данный сегмент не настолько влияет на статистику, так как пик востребованности второго диплома уже миновал. Сейчас туда идут учиться, в основном, на факультеты управления, менеджмента и экономики.
Почему дорожает высшее образование
В первую очередь, это происходит из-за указа Президента повысить зарплаты преподавателям. С одной стороны, радует, что преподавательский состав теперь будет получать за свою работу и серьезные профессиональные знания больше денег. С другой – подорожание негативно сказывается на возможности студентов оплачивать бакалавриат и магистратуру.
Стоимость высшего образования в Москве и по всей России не считается самой высокой в мире. Цены вполне доступные, если не считать уровень заработной платы родителей выпускников. Не все семьи могут выделить в год 150 тысяч рублей, чтобы оплатить контракт с вузом. А ведь это самые минимальные цены.
Интересно, к чему приведет такое нововведение, если по стране остро чувствуется нехватка педагогических кадров в общеобразовательных школах, а также при быстрой скорости развития IT отрасли не хватает программистов высокого уровня. А это самые востребованные направления на данный момент среди выпускников школ.
Вторая причина, почему повышаются цены – это снижение числа бюджетных мест. Скорее всего, Россия пытается плавно перейти на западный механизм получения образования, который за редкими исключениями платный. Вузы создают для себя благоприятную среду: много контрактников, высокие зарплаты сотрудников. Вместе с этим можно потерять в качестве обучения.
Нередки случаи, когда в бедных семьях рождаются талантливые дети, которым нужно учиться и развиваться, так как они способны принести реальную пользу стране. Если министерство сделает какие-то исключения для способных детей, тогда ситуация не станет катастрофической в плане развития образовательной отрасли.
Хороший пример для подражания – Гарвардский университет в США. Руководство приглашает учиться в лучший вуз мира не только граждан своей страны, но предлагает различные бесплатные программы для изучения, чтобы найти самородков из стран третьего мира, способных «вытянуть» программу Гарварда, которая не является легкой. Здесь существует гибкая система грантов, скидок, а также студент может получить полное государственное финансирование на весь срок обучения.
Третья причина роста цен в отечественных вузах – увеличение числа абитуриентов примерно на 15%. Это приводит к необходимости увеличивать количество учебных материалов, а многие из них не являются дешевыми. С увеличением количества групп возникает потребность в наборе дополнительных педагогических кадров.
По предварительному опросу, в последние 5 лет ситуация с потребностью в высшем образовании парадоксальная. С одной стороны, меньше выпускников школ собираются поступать в вузы, с другой – количество поступающих увеличивается.
Положительные стороны повышения цен на образование
Чтобы не переживать заранее, нужно подумать, какие положительные моменты можно выделить в том, что обучение подорожало на 20%:
- Преподавательский состав будет иметь больше мотивации работать в России, а ведь среди отечественных кадров есть уникальные личности, представляющие интерес даже для зарубежных вузов. Это позволит сохранить специалистов.
- На данный момент стоимость обучения за рубежом, например, в Германии, очень низкая. При этом преподаватели там работают серьезные. Возможно, дешевле будет учиться за границей. Это преимущество для среднего класса, но не для страны, так как ценные кадры, скорее всего, захотят уехать и работать на благо других государств.
- Повышение цен может выдвинуть более серьезные требования к качеству обучения в России. Поскольку оно все равно является одним из самых недорогих в мире, российские вузы будут привлекать иностранных студентов.
- Лабораторная база может улучшиться благодаря появлению дополнительных средств.
Возможно, кто-то из студентов передумает поступать, так как далеко не все из них готовы сделать сознательный выбор. Больше студентов будут обучаться по заочной или дистанционной форме, так как программы при этом не меняются, но одновременно можно будет работать и оплачивать обучение. Высшее образование заочно ничем не отличается от дневной формы, скорее наоборот: чем больше человеку нужно сделать, тем больше он успевает.
Отрицательные моменты роста цен на образовательные услуги
Негативным моментом повышения цен на образовательные услуги можно назвать ситуацию с грантами и целевыми направлениями. Фондов, которые помогают студентам получить качественное образование, в России не так уж много. Абитуриент может не найти финансирования для своего образования и останется не у дел. При этом, если не заниматься профильными предметами, уровень знаний с каждым годом становится ниже и шансов поступить становится все меньше.
Целевые направления выдаются в ограниченных количествах, так как государство не имеет достаточно финансов, чтобы дать возможность всем желающим.
Если сравнивать ситуацию с зарубежной, например, с той, что сейчас практикуется в Чехии, Словакии, Польше, то можно ожидать большее разделение между способными учениками школ и теми, кто не имеет интеллектуальных задатков.
Вполне возможно, что срок школьного обучения будет продлен, чтобы ученики смогли получить какую-нибудь рабочую специальность и после школы идти работать. В таком случае интеллектуальное развитие какой-то группы людей прекратится. Оно будет проводиться только в рамках его профессии, исключительно по инициативе самого человека. Что ни говори, но вузы кнутом или пряником заставляли людей развиваться, невзирая на их желание или нежелание.
Остальные, кто чувствует в себе желание учиться, будут готовиться в университеты более серьезно. Если это произойдет, то количество поступающих резко снизится, и конкуренция между вузами станет жесткой. Это негативный фактор именно для высших учебных заведений.
Ситуация со вторым высшим
Потребность во втором высшем образовании существует у людей, которые занимают руководящие должности. Таких не много – во-первых, вторая специальность выбирается осознанно и целеустремленно, во-вторых, поэтому люди поступают в престижные элитные вузы и не особо обращают внимание на стоимость услуг.
Похожая ситуация с магистратурой и аспирантурой. Большинство людей старается найти работу после бакалавриата, поэтому продолжает учиться заочно или дистанционно.