Буквально каждое учебное заведение, так или иначе, вовлечено в процесс развития инновационных обучающих компьютерных программ. Многие вузы и частные школы внедряют системы дистанционного обучения, что делает образовательный процесс более увлекательным и доступным. Если раньше студентам-заочникам приходилось ждать задания по почте и довольствоваться редкими очными лекциями, то с развитием Интернета получать качественное образование удаленно стало намного проще.
Давайте рассмотрим виды систем дистанционного обучения, их преимущества и недостатки.
Что такое система дистанционного обучения
Дистанционное образование, или форма получения знаний на расстоянии с помощью Интернет-технологий, давно заслужило популярность среди студентов по всему миру и продолжает стремительно развиваться и совершенствоваться.
Современные технические средства позволяют студенту прослушивать лекции ведущих профессоров самых престижных вузов, участвовать в видеоконференциях, выполнять практические задания и многое другое.
Система дистанционного обучения — это специальное программное обеспечение для получения удаленного образования. Существуют как коммерческие платформы, так и программы с открытым кодом. Выбор последних довольно широкий, среди самых популярных из них — ATutor, Moodle, Caroline, Dokeos, LAMS, Open ACS.
Говоря простым языком, СДО — готовая обучающая платформа, которая не требует дополнительных финансовых затрат или скачиваний. Вход на платформу осуществляется с любого устройства, поддерживающего интернет-соединение. После зачисления вы получите доступ в личный кабинет СДО. Изучив инструкцию по использованию, можно обучаться либо создавать собственный курс. Современные площадки очень мобильны и удобны в использовании, многие функции можно доработать и адаптировать под свои потребности.
Преподаватели с их помощью:
- создают обучающие курсы по своему предмету;
- планируют учебную нагрузку;
- проводят лекции, семинары, практические и лабораторные работы;
- контролируют прогресс учеников при помощи тестов.
Слушатели получают возможность:
- присутствовать на онлайн-занятиях в виртуальном классе;
- использовать большое количество ресурсов интернет-библиотек для самостоятельного изучения тем;
- общаться с педагогами и однокурсниками, в том числе и в режиме реального времени;
- получать консультации преподавателя в максимально сжатые сроки посредством голосовых и видеочатов, электронной почты, форумов и других ресурсов.
Где еще применяется СДО:
- Как элемент в процессе очного или заочного обучения. Система удобна для хранения результатов проверочных заданий, общения студентов между собой, получения онлайн-консультаций по некоторым темам.
- С ее помощью проходят переаттестацию без отрыва от производства практикующие специалисты различных областей (например, врачи, учителя, бухгалтеры).
- Частные языковые курсы часто прибегают к помощи СДО и переносят уроки, в том числе и групповые, в Интернет-пространство.
Что можно сделать в СДО
В зависимости от выбранной площадки, ее функции могут варьироваться, но основная часть программ дает такие возможности:
- Получать знания в любой части земного шара. E-Learning позволяет учиться в комфортном темпе, в подходящее время и в удобном месте.
- Собирать воедино все необходимые материалы. Владелец площадки размещает там лекции для скачивания в разных форматах, видео, которыми впоследствии будут пользоваться студенты для освоения тем. Причем открыть доступ к следующему курсу можно, только окончив предыдущий и пройдя все необходимые тесты.
- Добавлять пользователей и выбирать для них подходящий формат. Администратор отвечает за приглашение как сотрудников, так и обучающихся. Слушатели могут быть объединены в группы либо проходить курс индивидуально.
- Контролировать прогресс. Знания чаще всего оцениваются с помощью специально разработанных тестов. СДО тестирование максимально непредвзято, ведь баллы подсчитываются автоматически. Отдельные задания, такие как сочинения или дипломные работы, могут проверяться лично куратором.
- Общаться. Платформа позволяет педагогам и ученикам общаться в режиме онлайн. Педагоги консультируют слушателей, отвечают на вопросы, проводят видеоконференции в виртуальной аудитории.
- Сохранять данные. Все пройденные материалы с результатами тестирований учеников сохраняются на сервере и доступны для просмотра. Всегда можно вернуться к изученному, если есть вопросы.
Развитие системы дистанционного обучения в России
Впервые ДО возникло в Америке еще в 1960 году. В России же e-Learning начало развиваться примерно с 1997 года. В те времена его использовали только внутри отдельных организаций, сегодня это уже глобальный Интернет-сервис, который дает возможность учиться круглосуточно, в любое удобное время.
СДО России успешно развиваются, завоевывая все большую популярность. Колледжи, университеты, частные курсы сегодня пользуются ими как для удаленного, так и для очного образования. Даже общеобразовательные школы внедряют e-Learning при работе с одаренными детьми и с теми, кто требует индивидуального подхода или серьезно болеет. Например, в Москве есть i-школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее выпускники получают аттестаты государственного образца.
Дистанционные факультеты есть в Высшей школе экономики, МГУ им. М. В. Ломоносова, Финансовом университете при правительстве РФ, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Современной гуманитарной академии и во многих других. Список вузов постоянно пополняется, так как спрос на подобную форму образования растет.
Преимущества e-Learning очевидны:
- Ученикам не нужно переезжать для того, чтобы получить диплом заграничного вуза или университета другого города России.
- У тех, кто по состоянию здоровья не может посещать институт, появляется возможность учиться наравне с другими студентами, не испытывая при этом никаких сложностей.
- Это идеальный вариант для работающих людей или для желающих получить второе высшее образование, ведь можно самому управлять своим временем и регулировать нагрузку.
- Стоимость удаленного обучения относительно низкая.
- Применение компьютерных технологий делает процесс учебы увлекательным, тем самым мотивируя студентов.
Есть, конечно, и недостатки такой системы. Например, нехватка квалифицированных кадров или перебои в функционировании некоторых программ.
Образование и технический прогресс
Информационно-коммуникационные технологии сегодня — это часть практически всех областей человеческой деятельности, не обошли системы дистанционного обучения стороной и сферу образования. Сначала преподаватели включали аудио и показывали видео на занятиях. Затем в аудиториях появились компьютеры с проекторами, презентации, программы-тренажеры. Все чаще стал использоваться Интернет.
В настоящее время вебинары и skype-конференции стали настолько же обычными для нас, как и традиционные лекции. В некоторых случаях, дистанционные занятия даже более эффективны, чем очные. Хорошо e-Learning прижилось и в России, открывая перед нашими студентами множество новых перспектив.