В западных странах практикуется особая форма обучения – семейная, или домашняя, как ее там называют. В самых продвинутых государствах – Канаде и США – не так много детей охвачено хоумскулингом, всего 3% школьников учатся дома. Эта форма не претендует на мейнстрим, да она и не должна быть основной.
Семейное обучение предполагает, что ребенок основную часть знаний получает дома или в других заведениях. В общеобразовательной школе он только зарегистрирован, возможно, учителя каким-то образом контролируют процесс, а родители получают небольшую компенсацию на занятия в кружках. На основании мнения родителей, в том числе, русскоговорящих эмигрантов, можно сделать вывод, что они довольны свободой, которая есть у ребенка благодаря домашнему обучению.
Как происходит адаптация семейной формы в России? Сколько детей и их родителей поддерживают это направление? Какое мнение сложилось у наших соотечественников по поводу семейного обучения? Является ли школьная «заочка» эффективным способом получения знаний, или это всего лишь попытка подражания западным системам? Ответы – в статье.
Адаптация семейного образования в России
В 2012 году принят первый закон, который разрешает родителям переводить детей с их согласия на индивидуальное обучение. При этом юридически отличаются несколько форм заочного обучения. При одних ребенок обязан сдавать текущие экзамены в школе, при других он только прикреплен к ней для прохождения аттестаций.
В некоторых регионах даже выплачивают компенсацию на репетиторов и индивидуальное обучение, но закон о выплатах звучит двояко, то есть все компетенции предоставлены местным властям. Они могут разрешить получать деньги на ребенка, а могут это запретить, поэтому все силовые методы воздействия на местные отделы образования заканчиваются проигранными судами. Это нужно уточнять перед тем, как писать заявление на домашнее обучение.
К слову, не так много семей рискнули попробовать, что такое семейная форма обучения в школе, тпоскольку никто не знает, чем это обернется в будущем. Например, на западе считают, что каждый должен заниматься своим делом. Не могут все быть экономистами или юристами. Кто-то должен водить автобусы, заниматься грузоперевозками, работать в гостиницах или магазинах. Тогда в обществе будут баланс.
Но в России на этот счет нет четкого мнения – все стараются поступить в вуз, потому что «так надо». Кто определяет эти «надо», почему, и почему профессия автомеханика считается непрестижной. У хорошего мастера даже президент страны ремонтирует свой автомобиль.
Поэтому часто в вузах возникают проблемы с учебой или люди меняют профессию, а диплом является просто подтверждением того, что человек учился. Большинству он так и не пригодился в жизни, равно, как и часть знаний, полученных в школе.
Тем не менее некоторые родители считают нужным перевести ребенка на семейное обучение. Почему они так считают, что дает им эту уверенность? Одни, услышав о том, что кто-то учится дома, пытаются сделать то же самое. Другие – приходят к такому решению самостоятельнопо причине занятости ребенка в творческих школах или спортивных секциях или по причине неуживаемости в коллективе. Насколько рационален такой перевод и готовы ли родители уделять внимание школьнику до конца обучения, зависит от них самих.
Когда семейное образование действительно эффективно
Судя по отзывам людей, которые учат своих детей самостоятельно, это очень эффективная форма. Но при этом они постоянно находятся дома, матери не работают и занимаются образованием ребенка:
- посещают кружки;
- приглашают репетиторов;
- занимаются различными видами творческой деятельности дома.
В основном мамы сами имеют неплохое образование, могут разобраться в школьной программе и помочь ребенку пройти обучение без потерь. Вдобавок, они никуда не спешат, нормально высыпаются и все успевают. Если плюс ко всему раз в неделю придет учитель, проверит и подскажет, что еще нужно для полноты знаний – это вдвойне хорошо.
Если родители точно знают, что будут уделять время образованию школьника, четко понимают плюсы и минусы такой формы, то школы с семейным обучением – настоящая находка для них.
Если ученик быстро запоминает материал, то за время нахождения в школе он может сделать в два раза больше, так как общеобразовательные программы рассчитаны на средний уровень. Отстающие дети будут комплексовать, а продвинутые – скучать. И для тех, и для других школа не принесет особой радости или выгоды. Многие родители подтверждают, что за год успевают пройти материал двух классов. Если при этом не спешить, можно уделять время и другим занятиям.
Можно подытожить, что эффективность процесса в равной степени зависит от детей и родителей.
Слышал звон, да не понял, где он
Есть такой тип родителей, которые всем своим видом хотят подчеркнуть собственную исключительность, не имея на то реальных оснований. Именно они часто попадают впросак, забирая ребенка со школы. Дома происходит приблизительно следующее: их чадо, не приспособленное к самостоятельной работе и не понимающее, почему вдруг появилось столько свободного времени, начинает радоваться жизни – просиживать в компьютере за играми, не подозревая о том, что скоро придется сдавать какие-то экзамены.
Родители с важным видом раз в неделю интересуются, как дела с учебой. Ученик отвечает, что все хорошо (конечно, кто же захочет терять свободу и кучу времени для игр). Все выясняется в конце года, или даже перед ОГЭ после 9 класса, когда становится понятным, что ребенок абсолютно ничего не делал дома все это время.
Амбиции родителей опускаются ниже известного уровня, дома – скандал со всеми вытекающими. Времени жалко, потому что сейчас это самый дорогой ресурс. Вывод – к психологу надо идти родителям и «лечить» завышенную самооценку, а потом уже приниматься за воспитание детей.
Идею семейного обучения нужно обсуждать вместе, причем не один день. Инициатива должна исходить от ребенка. Если ему в голову не пришла такая идея и он сам не предложил свою «программу» реализации, вряд ли она пойдет на пользу. Ошибка родителей в том, что проявив инициативу, они забросили ребенка, предоставив его несовершенное сознание самому себе.
Другая категория ориентируется на то, что за семейное обучение в школе якобы платят деньги. Поверив на слово таким же «грамотным», переводят ребенка на «заочку», требуют денег от школы, но им отказывают, причем постановлением суда. Здесь начинаются другие проблемы. Индивидуальное обучение стоит намного дороже – репетиторы по всем предметам, или хотя бы по основным, дополнительные книги, кружки, курсы – все то, что позволяет получить полноценное образование дома. Выигрывают те семьи, которые заранее рассчитывают свой бюджет. Те же, кто не уточнил стоимость домашнего обучения, не имеет возможности это делать.
Выход один – отдать ребенка обратно в школу, забыв о своих амбициях и намерениях заработать на государстве.
Когда давать ребенку шанс на самостоятельное обучение
Если мысль о семейном образовании пришла в голову ребенку или родителям, то бывает, что четко не понимают, что нужно делать и как правильно. Просто хочет попробовать «как другие», возможно, более самостоятельные, ответственные и усидчивые дети. Здесь последнее слово должны сказать родители, ведь они знают степень серьезности своего ребенка. Если он недотягивает, лучше ему быть на среднем уровне в школе. Если у школьника есть конкретный план, можно один год дать ему шанс показать себя и оценить уровень знаний, полученный за это время.