Постоянные реформы системы образования в последние десятилетия плохо воспринимаются и учениками, и преподавателями. Ведь образовательная система консервативна, по сути. Тем не менее, в период пандемии стало ясно, что образование никогда не будет прежним, а многие элементы реформирования крайне необходимы.
Рассмотрим прогнозы предстоящих изменений.
Критика современной системы образования
С внедрением в повседневную жизнь компьютеров развитие технологий стало стремительным. Иногда полученные за время обучения в вузе знания являются устаревшими уже в момент получения диплома. А работодатели жалуются, что многих нужных знаний и навыков выпускники не получают.
Подобное положение не является особенностью российской образовательной системы. Те же самые аргументы приводят критики университетского образования за рубежом. Во всем мире профессиональные знания иногда устаревают раньше, чем заканчивается разработка программ по их внедрению.
Эксперты не только отмечают этот факт, но и предлагают, как с этим бороться.
Необходимость новых навыков
Современному выпускнику средней школы трудно приобрести профессию на всю жизнь. По оценкам журнала «Форбс», современные студенты за свою трудовую деятельность сменят не менее 5 профессий.
Это приводит к объективному изменению функций образования. На первый план выходят не столько профессиональные навыки, сколько умение быстро осваивать новое, находить нужную информацию и способность критически ее оценивать. Многие люди с разным уровнем образования уже видят необходимость непрерывного обучения в течение всей жизни.
Университеты должны изменить программы, чтобы дать эти навыки. А для этого нужны новые методы обучения.
Эксперты прогнозируют следующие новые тренды в образовании.
1. Междисциплинарность
Междисциплинарный подход к изучению различных явлений возник давно. Уже в 70-е гг. 20-го в. в классических университетах проводился набор на такие специальности как биофизика или прикладная лингвистика. Но сейчас подобное явление становится массовым.
Причем возникают такие комбинации различных областей знаний, сочетание которых еще недавно трудно было себе представить, например, эконофизика, где методы теоретической физики применяются к исследованию процессов в экономике. А знаменитый Физтех начал выпускать специалистов по финансовым технологиям и венчурным проектам.
Массовое внедрение двухступенчатой системы обучения дало еще больше возможностей, поскольку пойти в магистратуру часто можно специальности, отличной от полученной на бакалавриате.
Во многих зарубежных университетах студенты уже могут выбрать два профиля специализации. Для России это пока будущее, но, возможно, не очень далекое. В 2021 г. произошло существенное изменение правил поступления в вузы. Теперь набор студентов будет проводиться на укрупненные группы специальностей с последующей специализацией во время учебы.
2. Интерактивность обучения
Выдающийся советский педагог Владимир Александрович Сухомлинский любил повторять высказывание Плутарха о том, что ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Уже тогда лучшие учителя, которые обеспечили высокий уровень школьного образования, понимали необходимость получать обратную связь от учеников.
В 21-м в. интерактивность в обучении начинает играть решающую роль. В вузах лекции уже не являются, как раньше, единственным источником знаний и информации. Многое можно найти в интернете. Ведущие университеты всего мира выкладывают лекции своих лучших преподавателей на образовательных платформах, You Tube и в других социальных сетях.
В будущем, скорее всего, число лекций будет постепенно сокращаться. А на семинарах широко применяться такие формы, как дискуссии, практика, исследовательская деятельность. В обучении, в том числе вузовском, появятся игровые элементы (геймификация), будут широко применяться кейсы, когда на занятиях разбираются конкретные проблемные ситуации и коллективно ищется их решение.
Понятно, что это возможно только при проведении занятий в небольших группах и высокой квалификации преподавателей.
3. Индивидуализация образования
Эксперты в области образования полагают, что у студентов появится возможность свободного выбора предметов при формировании программы обучения. Это позволит каждому студенту самостоятельно сформировать образовательную траекторию, повысит самостоятельность учащихся в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Таким образом, учебные заведения будут все дальше отходить от модели преподавания, в которой учитель учит всех учеников, ориентируясь на некоторые усредненные показатели. Главной ролью педагога станет помощь ученику в самостоятельном выборе его индивидуальной траектории обучения. Понятно, что должно вырасти число элективных (по выбору) курсов как в средней, так и в высшей школе.
4. Использование цифровых технологий
Период пандемии показал, насколько важно развивать цифровые умения и технологии в образовании. Тем более, что современные студенты и школьники с детства привыкли пользоваться электронными гаджетами и не представляют свою жизнь без интернета.
Правильное внедрение цифровых технологий в учебный процесс делает обучение доступным из любой точки мира, снижает нагрузку преподавателей, повышает интерес к изучаемому предмету.
Все больше университетов переходят на смешанный формат обучения, когда в освоении теории упор делается на самостоятельную работу. В этом случае студент приходит на занятие не только за получением новых знаний, но и для обмена мнениями, учится работать в команде. Широкое внедрение онлайн-технологий повысит качество очно-заочного обучения и сделает его таким же эффективным, как очное.
5. Глобализация образования
Образование, особенно высшее, становится все более мобильным. Можно закончить бакалавриат в одной стране и поступить в магистратуру в другой, сменив при этом специализацию.
Цифровизация обучения сделает подобный шаг еще доступнее. Диплом ведущих мировых университетов скоро можно будет получить, проживая в любой стране. Это позволит выпускникам повысить шансы на трудоустройство, не обязательно в своем регионе. Уже сейчас многие российские вузы конкурируют в борьбе за лучших студентов не только друг с другом, но и с зарубежными университетами. И этот процесс будет только развиваться.
Лучшие выпускники бакалавриата могут получить стипендию, поступив в магистратуру за рубежом. Препятствовать такой «утечке мозгов» можно, только повышая качество образования в стране, причем не только столичного, но и регионального.
После пандемии в мире появилась тенденция к частичному перемещению образовательного процесса онлайн. Об этом уже заявил Кембриджский университет. Предполагается, что в обычном оффлайн формате будут проходить только семинары.
Итак, споры о том, как эффективно учиться и учить в вузе не утихают. Но после пандемии стало очевидным, что вузам необходимо перестроиться и активно внедрять цифровые технологии обучения. Освоение новых алгоритмов обучения становится условием их выживания.