В современной системе образования повышенные требования предъявляются не только к качеству знаний, которые получают ученики, но и к уровню развития их личности, готовности и способности выполнять ответственную работу в своей профессиональной деятельности.
Перед образовательным учреждением сегодня стоит задача сформировать разностороннюю личность, которая будет принимать верные решения в сложных ситуациях, брать на себя ответственность, прогнозировать последствия, к которым это может привести.
В процессе обучения студенту приходится сталкиваться с проблемами, связанными не только с обучением, но и с выстраиванием взаимоотношений с окружающими, личностным ростом.
Роль психологического сопровождения в вузе
В этой связи значительно возрастает значение работы психологической службы при высшем учебном заведении. Эксперты отмечают, что эффективно решать проблемы студентов вузов и задачи, стоящие перед системой высшего профессионального образования, возможно только при вовлеченности в образовательный процесс квалифицированного психолога.
Главной целью его работы становится психологическое сопровождение, способствующее планомерному развитию личности, профессиональному становлению и развитию будущего выпускника за время его обучения в высшей школе, раскрытие его потенциальных способностей, оказание помощи при возникновении трудностей, связанных с личностным развитием.
С какими проблемами сталкиваются студенты на разных этапах обучения
Психологические проблемы студентов имеют свою специфику, связаны с конкретными этапами обучения. У первокурсников основные сложности связаны с адаптацией к требованиям высшей школы, особенно если студенту для обучения приходится переезжать в другой город.
На втором-третьем курсе учащимся нужна психологическая помощь, если появляется разочарование в выбранной профессии, что может привести к отсутствию интереса к учебе, падению уровня мотивации. На старших курсах определяющими становятся вопросы планирования будущей профессиональной деятельности и самоопределения.
Помимо этого, у студента на любом этапе обучения могут возникнуть сложности личного характера, проблемы с самооценкой, неспособность принимать быстрые и адекватные решения. Все это негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащегося, отношения студента и преподавателя, может привести к снижению эффективности образовательного процесса.
Существуют общие задачи, которые призвана решать психологическая служба в вузе:
- помощь учащимся в определении их возможностей;
- психологическая поддержка по любым вопросам;
- рекомендации по выбору специальности;
- формирование уверенности в себе, позитивной жизненной повестки;
- побуждение студентов принимать ответственность за собственные решения;
- содействие преподавателям и руководящему составу вуза в формировании условий, которые будут наиболее благоприятны для разносторонней личности студента;
- помощь в укреплении корпоративной культуры высшего учебного заведения.
Все эти задачи реализуются психологической службой по различным направлениям психологической работы:
- просвещение;
- профилактика;
- диагностика;
- научно-исследовательская деятельность.
Как ведется работа
Для достижения этих целей проводятся различные мероприятия, в первую очередь, тренинги и консультации. Важно учитывать особенности категорий объектов работы психологической службы, то есть студентов разных курсов.
Им, как и школьникам, опыта работы с которыми у психологов намного больше, присущ личностный рост, самосовершенствование, желание ярко обозначить свою позицию.
В модели деятельности психологической службы вуза выделяют следующие структурные единицы:
- психологическое консультирование;
- групповая и индивидуальная диагностика;
- тренинги, посвященные личностному росту, в частности, направленные на развитие и изменение внутренних состояний;
- тренинги, призванные сформировать у учащихся определенные навыки, которые помогут им в будущей образовательной деятельности;
- тренинги личностного роста, направленные на развитие внутренних состояний.
После выпуска из вуза и получения диплома у студентов должен быть не только определенный уровень знаний, но и соответствующая психологическая компетентность. Одна из обязанностей высшего учебного заведения заключается в формировании психологически благоприятной и комфортной среды, в которой студенты, их родители и преподаватели могли бы без проблем взаимодействовать.
Практика создания психологической службы в вузах
Для большинства российских учебных заведений создание психологической службы – новая практика. Подобная работа на протяжении достаточно большого времени ведется в школах, а вот в вузах опыта пока совсем немного. С этим связаны дополнительные сложности, так как подход к работе со студентами принципиально иной, чем со школьниками.
По оценкам высших учебных заведений, которые уже имеют собственную психологическую службу, ведут учет количества и тематики поступающих обращений, около 40% студентов приходят в связи с проблемами, возникшими в семье. Как правило, это отношения между молодыми супругами или партнерами, которые живут в гражданском браке или только встречаются.
Около четверти от всех обращений, поступающих в психологическую службу высшего учебного заведения, связаны с немотивированными страхами, паническими атаками, пониженным психоэмоциональным состоянием, психотравмирующими ситуациями. Около 15% вопросов связаны с вопросами, касающимися отношений между родителями и детьми. Такие проблемы волнуют студентов, которые уже успели завести семью с ребенком.
Направления работы студенческой психологической службы
Работа психологической службы в высшем учебном заведении параллельно ведется по нескольким направлениям – это взаимодействие со студентами, преподавателями-кураторами, родителями.
При взаимодействии со студентами в обязанности психологов входит оказание услуг следующего типа:
- психологическое консультирование;
- проведение индивидуальной и групповой психологической диагностики;
- тренинги, посвященные формированию различных навыков, важных для будущей профессиональной деятельности студента;
- тренинги, посвященные личностному росту;
- тематические тренинги по формированию имиджа успешного человека, выстраиванию профессиональной карьеры;
- мастер-классы, для участия в которых могут привлекаться студенты других учебных заведений;
- работы с базой предприятий и организаций, на которых студенты смогут проходить практику по психологическим направлениям обучения.
Взаимодействие с преподавателями-кураторами базируется на оказании следующих услуг:
- проведение мастер-классов с практикующими психологами;
- разбор потенциально сложных ситуаций, которые могут возникнуть в образовательном процессе;
- индивидуальные консультации по конкретным вопросам.
Работа с родителями студентов построена на индивидуальных консультациях с разбором конкретных ситуаций.