Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Проблемы дистанционного обучения школьников: как их решают министерство, школы, родители и психологи

Проблемы дистанционного обучения школьников: как их решают министерство, школы, родители и психологи

Проблемы дистанционного обучения школьников: как их решают  министерство, школы, родители и психологи

Формат дистанционного обучения (ДО) появился давно. В РФ он применялся, в основном, в вузах и системе дополнительного образования. Большой популярности ДО не получило.

Перелом настал во время пандемии коронавируса. Но массовый переход на ДО сопровождался и массой проблем. Рассмотрим некоторые из них.

Дистанционное образование в России

В СССР дистанционное образование практиковалось как часть заочного обучения в вузах и техникумах. Студенты в период между очными сессиями присылали выполненные задания, которые возвращались им с комментариями преподавателя.

В 90-х гг. 20 в. заочное обучение свелось к сессиям, которые проводились 2 раза в год, а дистанционный компонент практически был сведен на нет. Новый всплеск интереса к дистанционному образованию возник с активным распространением Интернета. После этого появились онлайн-школы, в которых можно учиться дистанционно и получить аттестат государственного образца.

Благодаря школьному дистанционному образованию, дети, которые живут за границей, могут получить российский аттестат и продолжить образование в российском вузе. Можно решить и другие проблемы, порой возникающие в школьных коллективах: буллинг, желание учиться в собственном темпе и т.п.

Особенности современного образования

Профессиональные навыки, которые дает образование, принято разделять на hard skills («жесткие навыки») и soft skills («мягкие навыки»). Первая группа включает навыки, степень владения которыми можно точно измерить.

Примеры:

Знание иностранных языков, скорость набора текста на компьютере, умение писать программы для ЭВМ на конкретном языке программирования и т.п.

К soft skills относят компетенции, владение которыми точно измерить невозможно: коммуникабельность, креативность, умение работать в команде.

Soft skills характеризуют качества, необходимые для работы с людьми и документами. Для многих кадровых позиций они являются определяющими и развивать их нужно, начиная со школы. Но как это эффективно делать в условиях дистанционного обучения пока непонятно.

Неготовность школ к дистанционному обучению

Психологи говорят, что любой переход к новому формату, тем более, неожиданный, всегда встречает сопротивление, поскольку выводит человека из привычной зоны комфорта. А это может вызывать злость и агрессию.

К неожиданному повсеместному переходу на формат ДО оказались в целом не готовы ни школьники, ни учителя. Проблема осложняется высоким процентом (более 40) учителей пенсионного и предпенсионного возраста, которые плохо владеют компьютером.

Важной проблемой стало и недостаточное правовое регулирование. Преподаватели имели право отказаться от перехода на ДО, поскольку в контрактах перевод педагога на удаленное обучение школьников не предусмотрен.

Нагрузка на учителей значительно возросла, и не всегда это отражалось на зарплате. Директора учебных заведений говорили о профессиональном выгорании педагогов, часть которых, особенно пожилых, решила уйти из школы.

Сам процесс обучения тоже плохо приспособлен к формату онлайн:

  • нет контента для цифрового обучения ;
  • нет методик;
  • учебные программы не адаптированы под цифровой формат.

Сложности возникли с организацией групповой и проектной работы, которая получила в последние годы широкое распространение.

Серьезной проблемой стало соблюдение установленных требований со стороны медиков, связанных с ограничением времени, которое школьник проводит за компьютером: 5-6 дистанционных уроков в день являются нарушением существующих санитарных норм.

Были и технические проблемы, связанные с нестабильностью и недостаточной скоростью интернет-соединения, особенно в малых населенных пунктах.

Недовольство родителей

Родители учеников также оказались не готовы к формату ДО. Особенно трудно пришлось семьям с низким доходом и многодетным, которым трудно обеспечить детей современными компьютерами или хотя бы планшетами.

Уровень стресса, связанный с переходом к другому образу жизни, оказался очень высоким. Основной совет психологов, как действовать в данной ситуации, - не копить внутреннее недовольство, а проговаривать его хотя бы мысленно и стараться не выплескивать агрессию на ребенка, которому тоже трудно. В сложных случаях целесообразно обратиться к психологу.

Основные задачи

Тем не менее во время пандемии стало ясно, что изменения в образовании необратимы, и оно не будет прежним и после окончания массовой самоизоляции.

В первую очередь нужно решить следующие проблемы:

  • организация рабочего места учителя;
  • создание каналов связи между учителем и родителями;
  • необходимость выполнения гигиенических норм СанПиНа.

Необходимо организовать массовое обучение педагогов методам проведения и организации занятий дистанционно. Нужны специализированные сервисы для проведения полноценных занятий. Skype и WhatsApp, активно применяемые учителями, изначально не заточены под потребности образования. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Образовательные проекты

В период самоизоляции разработан ряд образовательных проектов и платформ для удаленного обучения школьников.

Министерство просвещения РФ курирует проект «Моя школа онлайн», основным содержанием которого являются видеоуроки для старшеклассников по основным предметам. Трансляции организованы на канале ОТР. Еще один проект министерства - образовательный телеканал «Моя школа в онлайн».

Для самостоятельной работы учеников с 1 по 11 класс по всем предметам организована платформа cifra.school. Материалы соответствуют содержанию федеральных учебников и стандартам ФГОС.

Аналогичную платформу «Моя школа в online» запустило издательство «Просвещение».

Перспективы дистанционных технологий

Период самоизоляции выявил множество проблем, которые стоят перед современным российским образованием. Но одновременно обозначились и пути их решения, в том числе, с использованием цифровых технологий.

Позиция министерства заключается в том, что дистанционное обучение должно дополнять традиционное. Есть категории школьников, которым хорошо подходит именно удаленный формат: дети на домашнем обучении, учащиеся, у которых есть проблемы со здоровьем, юные спортсмены и артисты, которые много времени проводят на сборах и гастролях.

Введение в школьную программу элементов для удаленного обучения может стать решением многочисленных трудностей, в том числе кадровых, малокомплектных школ.

В рамках дистанционного обучения возможно использование различных форматов:

  • общение с преподавателем в режиме онлайн;
  • тематические презентации;
  • разбор домашних заданий;
  • прохождение тестов в электронном виде.

У дистанционного образования есть и преимущества по сравнению с традиционным форматом: оно учит гибкости мышления, самостоятельности и самодисциплине. Чем больше подобных навыков освоит школьник, тем проще ему будет адаптироваться во взрослой жизни. Многие онлайн-школы предлагают углубленное изучение отдельных предметов на более высоком уровне, включая подготовку к олимпиадам, по сравнению с обычной школой.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Институт Экономики и Антикризисного управления

Колледж Московского Университета имени С.Ю.Витте

Современная научно-технологическая академия

Институт дополнительного профессионального образования ММА (ИДПО ММА)

Похожие статьи

Проблемы дистанционного обучения школьников: как их решают министерство, школы, родители и психологи

Формат дистанционного обучения (ДО) появился давно. В РФ он применялся, в основном, в вузах и системе дополнительного образования. Большой популярности ДО не получило. Перелом настал во время пандемии коронавируса. Но массовый переход на ДО сопровождался и массой проблем. Рассмотрим некоторые из них.

logo logo logo logo logo logo
top