Школьная программа продолжает развиваться: вводятся новые дисциплины, разрабатываются федеральные проекты, направленные на воспитание школьников. Однако, несмотря на эти усилия, опросы среди учащихся демонстрируют, что некоторые дисциплины воспринимаются как ненужные предметы в школе. Почему школьники так считают и какие именно предметы вызывают у них вопросы? Об этом расскажем в статье.
Кто проводил исследование
Исследование проводил Институт прогрессивного образования – автономная некоммерческая организация, ориентированная на равный доступ к знаниям и качественному образованию.
В опросе участвовало более 1,7 тыс. учеников 8-11 классов из 74 регионов России. Он проводился методом онлайн-анкетирования с 15 по 17 февраля 2021 года в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram. Методика ривер-сэмплинга позволила привлекать участников в реальном времени, что делает выборку максимально актуальной.
Национальная оценка функциональной грамотности (2023)
В 2023 году Федеральный институт оценки качества образования провел исследование, направленное на изучение функциональной грамотности российских школьников. Участие приняли 61 500 учеников из 1 597 образовательных организаций. Целью исследования было оценить способность учащихся применять полученные знания для решения повседневных задач. Результаты показали разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками, особенно в области естественных наук
Мировые тренды и российский контекст (НИУ ВШЭ, 2023)
Исследование Высшей школы экономики выявило ключевые образовательные тренды, включая запрос на «микроквалификации» — краткосрочные программы обучения, адаптированные под быстро меняющиеся требования рынка труда. Этот подход постепенно внедряется и в школьное образование через модернизацию учебных программ, но его распространение пока ограничено. Основное внимание уделяется необходимости изменения методик преподавания для повышения их практической ценности
Эти данные подчеркивают важность обновления методик преподавания и внедрения более современных подходов в школьное образование. Выводы перекликаются с проблемами, описанными в статье, такими как недостаточная практическая ориентированность изучаемых предметов.
Рассмотрим результаты опросов и выявленные лишние предметы в школе.
Топ-3 «ненужных» предметов
Среди дисциплин, которые школьники считают бесполезными, выделились ОБЖ, технология и астрономия.
ОБЖ – формальность вместо полезных знаний
Уроки ОБЖ, по мнению школьников, проходят слишком формально. Вместо практических навыков, которые пригодились бы в жизни, таких как оказание первой помощи, проводится много теоретических занятий.
Школьники отмечают:
Даже взрослые редко умеют применять знания ОБЖ на практике.
В школах не хватает квалифицированных педагогов, так как в педагогических вузах такая специальность отсутствует.
Технология – устаревшие подходы
Дисциплина, казалось бы, полезная, но подходы к ее преподаванию устарели.
Гендерный подход: разделение занятий для мальчиков и девочек. Это вызывает у учеников недоумение, так как другие предметы изучаются совместно.
Недостаток педагогов: особенно заметен в младших классах, где «технология» могла бы стать любимым уроком, позволяющим детям переключаться от теоретических предметов.
Астрономия – сложная и «неактуальная»
После долгого отсутствия астрономии в школьной программе в 2018 году она вернулась. Однако, несмотря на введение вопросов по астрономии в ЕГЭ, ученики не считают эту дисциплину полезной:
Она воспринимается сложной и непригодной для реальной жизни.
Многие школьники предпочли бы уделить больше внимания другим наукам.
Какие еще предметы в школе лишние?
В список «ненужных», по мнению школьников, входят также:
религиозная культура,
краеведение,
ИЗО и музыка.
Ученики и их родители часто считают, что методика преподавания этих предметов устарела. Например:
Вместо компьютерной графики на ИЗО обучают рисованию карандашом.
Отсутствуют экскурсии (даже виртуальные) по музеям или галереям.
Плюсы и минусы современных реформ
Позитивные изменения в школьной системе очевидны:
Возможность выбора формы обучения (семейное, дистанционное).
Вариативность старших классов: универсальные или специализированные направления.
Однако проблемы остаются:
Перегруженность учеников. Каждый преподаватель считает свой предмет главным.
Домашние задания и формализм в оценивании выматывают школьников и учителей.
Новые предметы – нужны или нет?
Министерство образования рассматривает возможность введения «семьеведения» – предмета, посвященного любви, воспитанию детей и семейным ценностям.
Однако учителя и родители сомневаются в его необходимости, так как программа уже перегружена, а квалифицированных педагогов для такого предмета нет.
Как решить проблему "ненужных" предметов?
Расширение сети центров дополнительного образования и внедрение программ дистанционного обучения могли бы стать решением. Например, такие центры, как «Сириус», помогают адаптировать обучение под запросы конкретного ученика. Однако в удаленных регионах такие возможности пока ограничены.
Результаты исследования показывают, что ученики не против изучения предметов как таковых. Они критикуют формальный подход и отсутствие практической направленности. Современной системе образования необходимо учитывать интересы учеников и адаптировать методики к реалиям времени.