Последние несколько лет практически непрерывно идет процесс укрупнения и слияния вузов, который идеологи реформ высшего образования называют оптимизацией.
Рассмотрим зарубежный опыт, чтобы лучше понять суть происходящего.
Болонский процесс
Одним из наиболее значимых событий в российском высшем образовании за последние два десятилетия стало присоединение в 2003 г. к Болонскому процессу. Болонская система – это попытка европейских стран организовать единое образовательное пространство, чтобы полученные выпускниками дипломы признавались во всех странах, подписавших Болонскую декларацию.
Составной частью Болонского процесса является переход высшего образования на двухуровневую систему (бакалавриат + магистратура) и введение в вузах системы перевода оценок и учебных часов в единую шкалу.
Проблема в том, что в России переход на Болонскую систему наложился на процесс постоянного реформирования системы высшего образования, что у многих преподавателей вызывает сомнения в его необходимости и целесообразности.
Цели
Одно из основных положений теории управления сложными системами гласит, что любое управление является бессмысленным, если у него нет цели. Цели перехода вузов России на Болонскую систему провозгласил бывший министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Согласно утверждениям Д. Ливанова, в результате должна возникнуть новая, более компактная архитектура высшего образования, где в каждом университете с десятками тысяч студентов будут работать не менее 100 профессоров мирового уровня. Этого можно достичь путем слияния слабых вузов с более сильными и одновременным опережающим развитием университетов-лидеров.
При этом сторонники преобразований в качестве успешных примеров, как правило, упоминают ведущие университеты США (Стэнфорд, МТИ), а не вузы Европы.
Высшее образование в США
В вузах США отношения между студентом и учебным заведением жестко регулируются положениями договора об обучении. Образовательная траектория каждого учащегося индивидуальна, главное – за год набрать определенное количество баллов (кредитов). По всем возникающим вопросам можно проконсультироваться у персонального куратора (эдвайзера).
При изучении каждого предмета составляется Sillabus – план курса с перечнем изучаемых тем, требованиями к посещаемости и т.п. Документ очень краткий и обычно занимает не более 6 страниц.
Основу обучения составляют лекции. С содержанием каждой лекции студенты должны ознакомиться заранее по базовому учебнику, рекомендованному в Sillabus. Самостоятельная работа учащегося – основной элемент успешного обучения. Семинаров в том виде, как они проводятся в российских вузах очень мало. Но много заданий, которые студенты должны выполнять самостоятельно или объединившись в группы. За выполнением этих заданий осуществляется непрерывный контроль.
Оценки в дипломах, в отличие от российских реалий, влияют на зарплату выпускников. Обладатели дипломов с хорошими оценками более предпочтительны для работодателей.
Наука в вузах
В зарубежных вузах образование тесно интегрировано с университетской наукой. В научной жизни США доминируют университеты. В Западной Европе неуниверситетский сектор науки шире, но и научная работа занимает весомое место в жизни вузов. Это можно видеть, анализируя аффилиации авторов публикаций в ведущих научных журналах.
В России и бывших странах СНГ академическая наука и высшая школа представляли собой две замкнутые системы, существовавшие почти независимо друг от друга. Взаимодействие Академии наук и системы высшего образования было очень слабым. И сейчас остро стоит вопрос об интеграции научно-исследовательских институтов и вузов. Решением этой проблемы правительство считает создание и развитие исследовательских университетов.
Казалось бы, положение с вузовской наукой должно исправить повышение требований к профессорско-преподавательскому составу при избрании на должность, включая наличие публикаций в рейтинговых журналах мирового уровня. Но в большинстве случаев эти требования остаются формальностью. Так же, как и реальное выполнение известных майских указов президента в отношении образования. Мнимое повышение зарплат достигается переводом преподавателей на неполную ставку и резким повышением нагрузки, причем не только связанной непосредственно с преподаванием. Так, УМК (аналог Sillabus) обычно составляет не 5-6, а 50-60 страниц.
Проблемы высшего образования в России
Специальное исследование провели ученые Уральского федерального университета. По их мнению, существующее региональное неравенство в высшем образовании приводит к массовому оттоку не только абитуриентов, но и студентов.
В феврале 2020 г. на совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию Президент РФ В. Путин поручил правительству разработать комплекс мер по модернизации системы высшего образования, особое внимание уделив региональным вузам. В первую очередь, по его мнению, нужно убрать «вузы-пустышки», которые не дают качественного образования и которых пока еще достаточно много.
Одной из проблем президент считает сверхконцентрацию вузов страны в Москве и Санкт-Петербурге (более 25%). Многие выпускники школ в регионах уезжают учиться в мегаполисы, что приводит к потере в регионах талантливой молодежи.
Решить эту проблему возвращением обязательного распределения, как это было в советское время, невозможно. Нужно развивать образование в регионах, делая его привлекательным для молодежи. Одна из мер – в 2021 г. увеличить число бюджетных мест в вузах, прежде всего региональных. А также повысить престиж, статус и доходы преподавателей.
Цели оптимизации российских вузов
В конце 2020 г. вопросы оптимизации вузов были затронуты во время большой пресс-конференции В. Путина, который призвал осторожно подходить к данному вопросу. Объединять вузы, по его мнению, нужно крайне осторожно.
В Минобрнауки говорят, что закрытия или принудительного создания объединенных вузов не будет. Целью министерства является повышение качества образования и выпуск конкурентоспособных специалистов для региональной экономики.
Критика
Большая часть профессорско-преподавательского состава вузов негативно отзывается как о самом процессе оптимизации, так и о методах, которыми он проводится. К рискам они относят следующие явления:
- неизбежное сокращение числа как студентов, так и преподавателей;
- снижение интеллектуального потенциала в регионах;
- рост социальной напряженности в обществе.
Процессы реорганизации вузов часто сопровождаются скандалами, протестами и публичными разбирательствами в СМИ. Против оптимизации в ее нынешнем виде часто выступают даже представители проправительственной «Единой России», не говоря уже об оппозиционных партиях. Так, в декабре 2020 г. депутаты Государственной Думы выступили против присоединения трех вузов, готовящих специалистов в области цифровизации, к Московскому техническому университету связи и информатики в качестве филиалов.