Это направление развито в зарубежных странах, но, возможно, скоро станет популярным и в России. Ректор РТУ МИРЭА С. Кудж предложил разработать федеральную программу развития образовательного туризма.
Какой туризм называют образовательным
К образовательному туризму относят выезд за рубеж с образовательными целями. Это направление особенно популярно среди молодежи. Как и обычный туризм, образовательный может быть внешним или внутренним.
В Европе объем рынка образовательного туризма оценивают в 200 тыс. евро в год. Это небольшая доля в общей структуре доходов, но данный сектор быстро развивается и показывает постоянный рост.
Туризм может иметь не только образовательные, но и научные цели. Например, участники экспедиций в районе Финского залива и Ладожского озера нашли обломки более 5 тысяч затонувших кораблей.
Отдельным направлением является научно-технический туризм, в процессе которого студенты и школьники знакомятся с процессами современного высокотехнологичного производства.
Образовательный туризм: направления
Выделяют следующие направления образовательного туризма:
- изучение иностранного языка;
- спортивные обучающие туры;
- получение профессионального образования.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Языковые туры
Это наиболее популярный вид образовательного туризма, причем не только среди молодежи. Часто туры покупают предприниматели, которые хотят овладеть языком, чтобы самостоятельно проводить бизнес-переговоры и презентации.
Кроме традиционных стран (Англия, США, Германия), иностранные языки можно изучать в Ирландии, на Мальте и других странах. Сейчас есть предложения турагентств по освоению восточных языков во время специальных туров в Азию.
Обычно туры включают знакомство с культурой страны, посещение музеев и театров в качестве формы обучения иностранному языку.
Спортивные туры
В турах для детей и подростков могут быть включены спортивные программы. Это занятия теннисом, бадминтоном, конным и другими видами спорта. Они могут быть частью языкового тура. Организация зависит от возможностей образовательного учреждения, на базе которого проводится тур.
Дети во время совместных занятий спортом учатся общаться со своими сверстниками из других стран на иностранном языке. Обычно такие туры среди ребят очень популярны.
Академические туры
Для получения высшего или среднего профессионального образования в иностранном вузе есть много академических образовательных программ. К ним также относятся подготовительные курсы для поступления и различные курсы типа «Международный Академический год».
Программа «Международный Академический год» направлена на глубокое изучение английского языка, включая подготовку к международным экзаменам TOEFL и другим. Курс обучения состоит из 3 семестров. Последние два семестра посвящены специализации в области маркетинга и бизнеса. Также изучаются британская литература и культура, киноведение.
Во время обучения студенты проживают в семьях либо общежитиях семейного типа и обеспечиваются двухразовым питанием.
Для поступления нужно представить аттестат о полученном среднем образовании и характеристики педагогов. После окончания обучения выпускники программы получают диплом Международного Академического года.
Есть еще аналогичная программа «Международный академический семестр».
Волонтерские программы
Волонтерские программы также рассматривают как один из видов образовательного туризма. Международное волонтерство дает возможность практически любому человеку познакомиться с бытом зарубежных стран и усовершенствовать знание иностранного языка.
Возраст волонтеров начинается от 16 лет, а набор в программы происходит круглогодично. В ходе программы выполняется конкретный проект, например, организация фестиваля для детей, под руководством опытного куратора. Волонтеры обеспечиваются бесплатным питанием и жильем, для них организуются различные культурные мероприятия и экскурсии.
Участие в волонтерских программах дает возможность посетить зарубежную страну с минимальными материальными затратами. Стоимость участия в таких программах составляет приблизительно 20 000 руб.
Перспективы развития в России
По мнению С. Куджа, ректора РТУ МИРЭА, развитие образовательного туризма в России является перспективным направлением. Уже сейчас страна занимает шестое место в мире по численности обучающихся в России иностранных студентов. В то же время законодательная база для этого до сих пор не разработана.
С. Кудж направил письмо руководителю Ростуризма З. Догузовой о разработке федеральной программы с целью популяризации российского образования. В частности, нужно обеспечить льготные условия получения визы для ознакомления будущих иностранных студентов с российскими учебными заведениями. Также образовательный туризм предлагается включить в национальный классификатор как отдельный вид.
РТУ МИРЭА уже участвует в разработке национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Его цель – увеличить к 2030 г. поток туристов внутри страны в 2 раза. С. Кудж предлагает сделать образовательный туризм частью этого проекта. А всего в Государственной Думе сейчас на рассмотрении находится более 20 проектов, связанных с развитием туризма, в том числе для людей с ограничениями по состоянию здоровья.
Дистанционные образовательные программы для иностранных слушателей
Несмотря на хорошие перспективы, в ближайшее время развитие образовательного туризма будет затруднено локдауном из-за пандемии коронавируса. Поэтому внимание студентов из-за рубежа могут привлечь различные программы дистанционного обучения в российских вузах. Студентам из России, участникам программ академического обмена, также рекомендуют начать обучение в иностранных вузах-партнерах дистанционно.
Период пандемии выявил острую необходимость развития качественного дистанционного образования, которое должно стать доступным и эффективным. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
Как сообщила «Российская газета», сейчас российские университеты разрабатывают в рамках национального проекта «Образование» 30 уникальных программ дистанционного обучения по востребованным новым направлениям. Это такие высокотехнологичные отрасли, как фотоника, информационная безопасность, математика и механика, техносферная безопасность, экономика.
Особенностью программ является практико-ориентированный подход, поскольку они заточены под запросы ведущих предприятий отдельных регионов. Руководит разработками Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого. Но принимают участие и другие ведущие вузы: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, МИСиС, ВШЭ, ведущие университеты Сибири.
Подобные образовательные программы позволят российским студентам учиться у преподавателей ведущих вузов, не уезжая из своего региона. И в рамках этих разработок впервые региональные вузы смогут представить образовательные программы для иностранных студентов на международных платформах Coursera и Khan Academy.