На этот вопрос у родителей нет однозначного ответа. Многие пытаются не только полностью контролировать выполнение домашних заданий (ДЗ), но и делать часть работы вместо ребенка. Такая гиперопека только отучает ребенка принимать решения самостоятельно.
Рассмотрим плюсы и минусы помощи родителей школьникам в выполнении ДЗ.
Почему родители контролируют выполнение ДЗ
Обычно психологи выделяют две основные причины: стремление контролировать ребенка и желание разгрузить его. Последнее часто оправдано тем, что объем ДЗ действительно очень большой, причем практически по всем предметам.
Время, отведенное на выполнение ДЗ, регулируется нормами СанПиНа:
- в 1-м классе домашних заданий быть не должно;
- во 2-м и 3-м классах выполнение ДЗ должно занимать не более 1,5 часов в день;
- в 4-м и 5-м классах – не более 2 часов в день;
- с 6-го по 8-й класс учащиеся должны заниматься дома не более 2,5 часов в день;
- с 9-го по 11-й класс это время увеличивается до 3,5 часов в день.
Реально выполнение этих норм никто не контролирует. Так, более 80% родителей первоклассников, опрошенных в ходе исследования, проведенного Российской академией образования, утверждают, что их дети домашние задания выполняют. Причем в электронных дневниках в соответствующей графе ставится прочерк, а задания выкладываются в родительских чатах. И объем их не маленький.
Школьные учителя не согласовывают суммарную нагрузку на ребенка. В результате старшеклассники утверждают, что на выполнение ДЗ может уходить до 7 часов ежедневно.
Итог неутешителен: согласно данным медицинской статистики, не более 10% детей заканчивают школу практически здоровыми. Смогут ли они стать успешными в жизни?
В чем заключается помощь родителей
Следует понять, какой должна быть помощь родителей, чтобы она не превратилась в гиперопеку. Прежде всего, она не должна сводиться к выполнению задания за ребенка. Это принесет больше вреда, чем пользы.
По мнению психологов, учащимся младших классов помогать нужно. Но цель этой помощи должна быть, прежде всего, в том, чтобы приучить ребенка заниматься самостоятельно. В старших классах нужно помогать только в том случае, когда школьник об этом просит сам.
Важно, помогая ребенку, не превращаться в учителя. У учителя и родителя разные социальные роли. Ребенок, общаясь с родителями, должен чувствовать любовь и поддержку семьи независимо от его успехов в школе.
Исследователи из ВШЭ выделили три типа вовлеченности родителей в учебный процесс:
- Контроль и помощь в выполнении домашних заданий.
- Помощь с выбором дополнительной литературы, приглашение репетиторов.
- Участие в родительских собраниях и работе родительских комитетов.
Они сделали вывод, что именно первый пункт наименее эффективен как способ помощи школьнику.
Исследование также показало, что больше всего родители контролируют учебный процесс, когда они сами не имеют высшего образования, а доход семьи небольшой.
Подготовка к школе
Вот один из советов родителям школьников: ребенок легче привыкнет к необходимости учиться не только в школе, но и дома, если у него еще до поступления в первый класс будут обязанности, которые он должен ежедневно выполнять.
Это может быть несложная домашняя работа, например, поливать цветы, складывать свои игрушки, кормить домашних животных.
У таких детей процесс привыкания к учебным обязанностям, включая выполнение ДЗ, проходит легче.
Чего не следует делать
Цель совместных занятий с ребенком – научить его критически мыслить и решать проблемы самостоятельно. В противном случае, даже при наличии аттестата с отличными оценками, у ребенка неизбежно возникнут сложности во взрослой жизни.
Можно выделить то, чего родителям делать не следует:
- сравнивать ребенка с другими, даже с родителями;
- избегать фраз типа: «Я в твои годы»;
- связывать выполнение домашнего задания с наказанием.
Если ребенок получил плохую оценку, в первую очередь, нужно разобраться в причинах. Ему может быть неинтересен предмет в целом, а, возможно, он просто не понял конкретную тему. Бывает и так, что ребенок, особенно подросток, переживает свои личные трудности, и ему не до учебы.
Следует помочь найти мотивацию для учебы, например, подобрать интересную литературу. Если ребенок определился с выбором будущей специальности, обсудить, какие учебные предметы помогут ему достичь намеченной цели. Не только ругать, но и хвалить его следует не за оценки, а за то, что он старается.
Нужно разделить время и пространство для учебы и игр.
Семейный и детский психолог Н. Барложецкая выступает категорически против проверки родителями выполнения ДЗ. По ее мнению, помощь должна заключаться в организации рабочего места и эмоциональной поддержке. Если проверять, то только сам факт, что задание выполнено, а не его содержание.
Учеба должна быть основана на доверии. Ребенок должен доверять родителям и открыто обсуждать все свои проблемы. В то же время он должен научиться решать их самостоятельно. Это более важно для его последующей взрослой жизни, чем хорошие оценки.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть постоянным. Это может быть специальная парта или письменный стол, который соответствует росту ребенка, вдали от источников отвлекающего шума (например, телевизора). Можно разместить тематические плакаты с таблицей умножения, правилами русского языка и другими учебными материалами. Хорошо обсудить, какие материалы необходимы, вместе с ребенком.
Регулярное выполнение домашних заданий должно воспитывать в ребенке навыки планирования. В первую очередь, это распределение заданий по времени выполнения: срочные и те, которые нужно сделать в течение нескольких дней.
При таком планировании нужно соблюдать этапность: разбить задание, которое нужно сделать, например, к среде, на отдельные части и ежедневно делать определенную часть. Это воспитывает привычку к самодисциплине и самоконтролю, что важно для всей последующей жизни.
Отказ от ДЗ?
Во многих зарубежных школах вообще отказались от обязательных домашних заданий, вся работа проходит в классах. Появились подобные идеи и в некоторых российских учебных заведениях. Но большинство педагогов относится к ним негативно.
Специальное исследование было проведено в Институте стратегии развития образования РАО. И его результаты стали во многом неожиданными. Так, 56% учителей довольны нынешним положением с ДЗ и не видят необходимости его менять.
В то же время и дети, и родители жалуются на неоправданно большой объем домашней работы. Во время дистанционного обучения в период пандемии эта проблема особенно обострилась. При опросе более 70% родителей сказали, что учебная нагрузка на детей в это время неоправданно возросла.
Многие родители согласны с идеей отмены обязательных ДЗ. Они считают, что домашние задания устроены так, что воспитывают в ребенке чувство неуспешности. Особенно у любознательных, но активных детей, чаще всего мальчиков.
Старшеклассники считают, что домашние задания в выпускных классах должны быть спланированы индивидуально, с учетом того, какие предметы выпускник планирует сдавать на ЕГЭ.