Все выпускники школ еще недавно должны были сдавать ЕГЭ как минимум по 2 предметам: математике и русскому языку. В 2022 г. в число обязательных должен был войти экзамен по иностранному языку.
Споры о целесообразности такого решения не утихали. Рассмотрим аргументы сторонников и противников.
Что такое ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен как форма независимой оценки знаний выпускников школ и через несколько лет стал единственным методом такой оценки.
До 2020 г. все учащиеся после окончания средней школы сдавали в обязательном порядке два экзамена ЕГЭ: математику (базовый или профильный уровень) и русский язык. Многие выпускники по математике «на всякий случай» сдавали 2 экзамена, базовый и профильный, но затем вынуждены были выбирать только один вариант.
Остальные предметы, в том числе иностранный язык, учащиеся сдавали по желанию.
Как изучали иностранный язык в России
В дореволюционных школах, особенно в гимназиях, изучение иностранных языков было на высоком уровне. Обычно школьники учили не менее двух языков, а также латынь и древнегреческий. Недаром революционеры-дворяне, которые составляли большинство в первом советском правительстве, владели несколькими иностранными языками. Известен случай, когда нарком просвещения А. Луначарский начал произносить речь на русском, продолжил на немецком, французском английском и итальянском, а закончил свое выступление на латыни.
Но в Советском Союзе иностранные языки изучали формально. В лучшем случае школьники и студенты хорошо читали тексты, но разговорным языком владели слабо. Исключение составляли выпускники спецшкол. Обязательным экзамен по иностранному языку был в некоторых республиках бывшего СССР. Например, украинские школьники сдавали его после окончания 9 класса.
Новые обязательные предметы ЕГЭ
В 2017 г. Ольга Васильева, министр образования и науки, заявила о намерении увеличить количество обязательных экзаменов, включив в этот список иностранный язык и историю. С 2020 г. этот проект должен был пойти в нескольких регионах как пилотный, а с 2022 г. - в штатном режиме. Еще в 2015 г. об этом же заявлял Дмитрий Ливанов, который был предшественником О. Васильевой на посту министра.
Тогда же О. Васильева заявляла о необходимости обязательного ОГЭ по географии. Но жизнь внесла свои коррективы. Сейчас, как и на ЕГЭ, выпускники 9-х классов средней школы в обязательном порядке сдают только математику и русский язык. А в 2020 г. и эти экзамены были отменены из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране.
С экзаменом по истории тоже ситуация неоднозначная. Многие учителя и специалисты-историки говорят о необходимости сначала преодолеть разногласия в трактовке тех или иных исторических событий. Иначе дети могут стать заложниками существующих политических разногласий.
ЕГЭ по иностранному языку
Этот экзамен по-прежнему входит в число предметов по выбору. Сейчас в перечень выбираемых входит 5 языков: английский, немецкий, французский, испанский и (с 2019 г.) китайский. Чтобы сдать ЕГЭ, нужно знать язык на уровне выше среднего. Поэтому подготовку лучше начинать как можно раньше.
Экзамен состоит из 2 частей: письменной и устной. Устную часть, которая длится всего 15 минут, можно не сдавать, но в этом случае максимальная оценка составит 80 баллов. Но вообще стобалльников на этом экзамене очень мало – не более 1% от общего числа испытуемых. Письменная часть включает аудирование из 3 частей, где проверяется восприятие языка на слух.
Таким образом, экзамен очень сложный. Понятно, что намерение сделать его обязательным вызвало в целом негативную реакцию не только выпускников и их родителей, но и представителей многих общественных организаций и депутатов Государственной Думы.
Аргументы «за»
Идею обязательного экзамена по иностранному языку горячо поддерживала бывший министр образования и науки, а затем глава Министерства просвещения О. Васильева. Она объясняла свою позицию востребованностью знаний иностранных языков на рынке труда.
Согласно официальному мнению представителей министерства, языковые знания необходимы не только для профессий, требующих высшего образования, но и для рабочих специальностей.
Эта позиция встретила сопротивление, прежде всего, со стороны родительских комитетов различного уровня. Ведь, в первую очередь, нужно обеспечить качественное изучение иностранных языков в школе, причем в условиях дефицита преподавателей. И эта задача пока не решена. Против введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам выступили даже многие представители проправительственной партии «Единая Россия».
Аргументы «против»
Помимо дефицита преподавательских кадров, противники введения обязательного ЕГЭ по английскому и другим иностранным языкам отмечают и другие моменты:
- недостаточное число уроков в неделю для овладения языком хотя бы на базовом уровне;
- перегруженность детей, особенно в старших классах;
- необходимость специальной подготовки.
Уровень знания иностранных языков сейчас крайне низкий. По оценкам экспертов, уверенно владеют ими не более 15% выпускников школ. А выбирают в качестве дополнительного экзамена ЕГЭ еще меньше – 10%. Это абитуриенты гуманитарных вузов, поступающие на специальности, требующие уверенного владения иностранным языком.
Не секрет, что подавляющее число учеников, сдающих языковой экзамен по выбору на ОГЭ и ЕГЭ, несколько лет занимаются с репетиторами индивидуально или в частных образовательных центрах. И стоят такие занятия недешево, часто это серьезная нагрузка на бюджет семьи. Изучить английский (или другой язык) с нуля самостоятельно, без репетиторов, удается немногим.
Что в итоге?
В конце июля 2020 г. Министерство просвещения отменило провозглашенное ранее введение обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и признало неготовность российской образовательной системы к этому нововведению.
По словам депутатов Государственной Думы, в школах нет достаточного числа учителей. Среди преподавателей иностранного языка много совместителей. Не хватает не только учителей, но и технических средств, в том числе, для проведения экзамена. А денег на их закупку в бюджете не предусмотрено.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» В. Луховицкий убежден, что преждевременное введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку привело бы к колоссальному нервному напряжению учеников.
В Рособрнадзоре основной причиной отмены называют региональное неравенство российских школ. В отдаленных сельских школах нет условий для подготовки учащихся к такому экзамену, а языковая практика школьников практически нулевая. Введение еще одного обязательного предмета создаст большую нагрузку на школьников, которые помимо русского и иностранного изучают родной язык, например, татарский.
Таким образом, эксперимент с обязательным экзаменом по иностранному языку отложен на неопределенный срок. Тем более, что в ситуации пандемии, когда многие выпускники могут вообще не сдавать ЕГЭ даже по двум обязательным предметам, введение дополнительных экзаменов было бы нелогичным.