Для многих выпускников школ и студентов экзамен – серьезное испытание, связанное со стрессом. Ведь от того, как будет написана проверочная работа, каким будет выступление перед преподавателем, зависят оценки в итоговом аттестате, во многом определяется дальнейшее будущее. Наконец, если не научиться справляться с волнением в такой ситуации, в будущем сложно будет успешно пройти собеседование при трудоустройстве, презентовать свою идею или проект перед коллегами и руководством.
Чтобы сдать экзамен хорошо, важно дать верный и максимальной исчерпывающий ответ. В напряженной обстановке, сопряженной с сильным волнением, это оказывается непростой задачей. Даже если заранее все было выучено, проведена качественная подготовка, память в стрессовой ситуации может подвести. Еще сложнее, когда полноценно подготовиться по тем или иным причинам не получилось. Но даже в такой ситуации приходится отправляться на экзамен и что-то отвечать на билет. Лучше придумать хоть какой-то связный ответ, чем расписываться в полном бессилии.
Когда в корпоративной среде требуется принимать сложное и ответственное решение, для этого применяется метод мозгового штурма. Адаптировать его можно и студентам, чтобы успешно применять при сдаче экзамена. Далее подробно расскажем о его сути, особенностях и способах использования в подобной ситуации.
Суть метода мозгового штурма
Мозговый штурм – распространенная практика в компаниях и предприятиях, когда над поиском верного решения или разработкой идеи работает группа сотрудников. Их главная задача заключается в том, чтобы за короткий промежуток времени сформировать как можно больше версий решения проблемы или вариантов ответа на поставленный перед ними вопрос.
При этом каждый из членов группы, участвующий в мозговом штурме, изначально формулирует свой ответ или решение. Важная деталь – строгий запрет на любую критику.
Часто оказывается, что идея, которая на первый взгляд кажется фантастической, невыполнимой или совершенно абсурдной, побеждает.
Одно из преимуществ мозгового штурма как раз и заключается в том, чтобы искать подобные оригинальные и нестандартные решения. При этом на первоначальном этапе обсуждения запрещается не только критика любых высказываний, но и их одобрение. Участники просто принимают к сведению все предложения, которые озвучиваются.
После того, как все идеи высказаны и презентованы, они фиксируются. Все участники мозгового штурма переходят ко второму этапу работы. Это подробный анализ поступивших предложений и их непосредственное обсуждение. Поступившие варианты решения проблемы сравниваются между собой.
Теперь уже можно высказываться об их достоинствах и недостатках, формулировать имеющиеся у участников сомнения. В результате удается выбрать несколько самых лучших и перспективных предложений. Из них остается найти наиболее удачный вариант. Такая методика принимается многими компаниями, особенно в работе, где есть место творчеству: пусть это разработка новой инженерной детали, поиск идеи для рекламного ролика или стратегия организации логистики в следующем квартале.
Как адаптировать метод мозгового штурма для сдачи экзамена
Мозговой штурм используется как метод обучения, хотя, естественно, в этом случае ни о каком групповом обсуждении говорить не приходится. Искать лучший ответ на вопрос или задачу, доставшуюся студенту в экзаменационном билете, приходится самостоятельно.
Студенту во время подготовки приходится остаться один на один со своими рассуждениями и мыслями. В такой обстановке максимально сконцентрироваться, чтобы начать генерировать наиболее успешные и перспективные идеи.
Несмотря на отсутствие возможности обсуждать различные предложения группой, даже оставшись в одиночестве, можно применить мозговой штурм при поиске ответа на сложный и неоднозначный экзаменационный вопрос.
При этом, по сути, все работает точно также, как и при проведении мозгового штурма в компании. Принципиальная разница заключается только в том, что студенту на экзамене приходится все ответы искать самостоятельно. При этом точно также он должен фиксировать, а затем выбирать самый оптимальный вариант, придумать, как его можно скомбинировать с имеющимися смежными знаниями, чтобы ответ получился максимально точный и наиболее развернутый. От этого в немаловажной степени зависит успех, итоговая оценка.
Советы и рекомендации
Чтобы правильно и максимально эффективно применить на экзамене методику мозгового штурма, требуется предусмотреть следующие нюансы, чтобы избежать наиболее распространенных ошибок.
- Необходимо, чтобы вопрос, на который студент будет искать ответ, был сформулирован максимально четко и ясно. Например, если устроить штурм над вопросом: «Что бы такое оригинальное ответить через час преподавателю?», добиться успеха гарантированно не получится. Вопрос должен непосредственно соответствовать поставленной задаче, например: «Что я знаю о Первой Мировой войне?». Только в таком случае есть возможность добиться успеха с помощью мозгового штурма.
- Не стоит пытаться угнаться одновременно за несколькими зайцами. Стремиться найти ответы сразу на несколько вопросов во время мозгового штурма – провальная стратегия. Она не позволит сосредоточиться и сконцентрироваться на самом важном в данный момент. Намного лучше сначала подумать над какой-то одной проблемой, пока остальные подождут своей очереди.
- Во время мозгового штурма на экзамене не стоит отметать любые идеи, даже если они кажутся на первый взгляд совершенно несостоятельными. Их необходимо фиксировать наряду со всеми остальными. Начинать убирать ненужные можно на втором этапе, когда предстоит сравнивать все идеи между собой и выбирать самые лучшие.
Настолько стратегия мозгового штурма эффективна во время экзамена
Главная цель метода мозгового штурма, который используется во время экзамена, это стимулирование памяти. Если человек что-нибудь когда-нибудь учил, но в данный момент не может вспомнить из-за стресса или по какой-то другой причине, то перемена способа принятия решения и темпа размышления поможет с высокой степенью вероятности. Так удается задействовать нашу оперативную память, извлекая сведения, необходимые в данный момент.
В ситуациях, когда поиск ответа не связан напрямую с имеющимися знаниями, а требует творческого подхода, мозговой штурм позволяет выбрать не только лучшие, но и самые нестандартные и оригинальные варианты. Например, это выгодно использовать при разработке ведущей бизнес-стратегии или поиска идеи для сочинения. Именно нестандартные и неординарные решения ценятся особенно высоко.
Чтобы использовать этот метод наиболее эффективно, заранее рекомендуется попрактиковаться.
Причем поначалу это можно делать в группе, а затем и самостоятельно. В результате удастся получить важный опыт, четкие представления о том, как правильно и максимально успешно искать нестандартные решения.
Особенно это важно, когда требуется применить творческий подход или подобрать ответ, изначально точно неизвестный студенту. Используя имеющиеся знания в различных смежных областях, человеку удается фактически выуживать из памяти вариант, который должен удовлетворить экзаменатора.