Те абитуриенты, кто планирует получить высшее образование дистанционно, считают проблемой отсутствие живого контакта с преподавателями, ведь это может повлиять на процесс обучения и снизить качество знаний.
Подобное утверждение – палка о двух концах. Многие выпускники могут доказать обратное: иногда встречаются такие учителя, которых хочется реже видеть или вообще не контактировать с ними.
Бывает другая ситуация – преподаватель и студент не ладят между собой. Не будем вдаваться в глубокую психологию, потому что этот вопрос относится именно к ней. Попробуем заранее опробовать методы, которые будут использоваться в обучении и «примерить» их на себя.
Типы людей и общение
Для начала вспомним, что люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.
Визуалы – это люди, которые лучше воспринимают видео контент. Это означает, что они реагируют на него лучше, чем на другие способы, хотя другие каналы связи с окружающим миром тоже используют. Когда визуал что-то слушает, он должен видеть дополнительный материал – рисунки или графики. Во время лекции могут внимательно следить за жестами преподавателя. Контакт может не получиться из-за неприятного тембра голоса педагога или его грубой манере общения. Не факт, что такой учитель не появится во время учебы в вузе, поэтому удаленное общение предпочтительнее. Визуал скорее найдет аналогичную информацию в другом изложении и выучит ее своим способом, чем будет испытывать дискомфорт из-за резких интонаций.
Аудиалы любят слушать, изредка что-то смотрят. Они хорошо говорят, у них поставленная речь, которая им самим нравится. Такому студенту больше нравится сдавать экзамены лично преподавателю – можно по скайпу, но только не в виде теста – так он себя не слышит, следовательно, не получает удовольствия от той информации, которую получил за время учебы. Характерная особенность – не любит смотреть в глаза собеседнику, поэтому живой контакт не обязателен и даже может помешать приятному общению.
Кинестетики – люди, которые во всем предпочитают комфорт. Им не нравится рано вставать и вообще создавать себе лишние проблемы. Большую часть информации воспринимают чувствами, то есть учебный материал должен вызывать эмоции, благодаря которым он остается в памяти. Это самые хорошие студенты, так как эмоциональная память – самый мощный инструмент запоминания, они будут долго помнить то, что учили. Но, им не хватает учителя в дистанционном образовании рядом, так как есть потребность в личном общении. Для этого кинестетикам нужна практика по специальности, чтобы компенсировать недостаток общения и тогда будет полный баланс в обучении. С планированием времени у них проблемы, но они не сильно задумываются о том, что будет потом – сначала делают, а проблемы решают по мере поступления.
Дигиталы – люди, которым нужны неоспоримые доказательства в плане фактов. Они оперируют в основном цифрами и фактами, чувства задействуют редко. Такому студенту ничего не стоит найти хорошую книгу и увлечься ею только потому, что она грамотно написана и изобилует фактами из реальной жизни. Им не важны речевые интонации, поэтому они с удовольствием воспринимают текстовую сухую информацию. Главное, чтобы она была научно достоверной. Дигиталы – это производное от кинестетиков, для которых испытывать эмоции достаточно болезненно. Из них получаются хорошие научные сотрудники, которые хорошо пишут книги, формулируют фразы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преподаватель не может угодить всем студентам одновременно. Кому-то что-то не понравится, и он перестанет воспринимать информацию от этого педагога. Такое встречается не только на дистанционном факультете, на очном отделении таких случаев еще больше.
Видео как способ передачи информации дистанционно
Задайте себе вопрос – пытались ли вы что-то осваивать, используя youtube? Если да, то подумайте – насколько вам понравилось такое занятие и насколько результативным оно было. Если все получилось – тогда проблемы исключены.
Вебинары с участием одного преподавателя и группы студентов будут часто проводиться и выкладываться в записи, чтобы ее могли посмотреть те, кто не был в прямом эфире.
На видео записывают лабораторные опыты, например, для химиков, физиков, биологов. Не во всех вузах есть необходимое оборудование. Поэтому единственный выход – записать один раз опыт, попутно объясняя его смысл. Представители различных каналов восприятия могут смотреть, слушать, анализировать или удивляться увиденному.
Если для дигитала видео контент не особенно важен, то он предпочтет другой способ получить ту же информацию, например, в книгах или методичках.
Видео используется для повышения квалификации медицинского персонала и для обучения работе на новой аппаратуре, но уже после получения диплома по очной форме. Так врачи осваивают новые технологии, чтобы не делать перерыва в работе.
Создатели нового оборудования присылают видео инструкции вместе с аппаратурой и желающие могут его посмотреть несколько раз.
Текстовые документы и книги
Подходят визуалам, особенно если они с картинками и различными демонстрациями, а также дигиталам, хорошо реагирующим на слова и фразы.
Не все хорошо воспринимают электронные учебники, предпочитая пользоваться печатными книгами, которые можно потрогать. Так реагируют кинестетики, ведь для них осязание, запах, форма предмета намного важнее информации, которая в нем заключена.
Содержание книг можно получить в виде аудиозаписи, но такой способ чаще практикуют в государственных вузах, где дистанционное высшее образование получают люди с проблемами зрения.
Групповые занятия
Благодаря технологиям студенты могут ощутить полный контакт с преподавателем. Для этого есть чат, куда можно писать варианты ответов, при этом педагога видят и слышат все. Это одна из самых интересных форм получения информации и общения однокурсников.
Живого общения нет, так как преподавателю трудно контролировать дисциплину и очередность высказываний студентов, но печатные ответы он может просматривать от всех участников конференции. Желательно присутствовать на таких мероприятиях лично, это действительно очень интересно.
Индивидуальные формы общения
Также практикуются при получении высшего образования на дистанционном обучении. Это необходимо, чтобы помочь конкретному человеку разобраться в трудном вопросе или теме. Как мы уже писали, иногда приходят учиться люди, которые давно окончили школу или вуз, поэтому есть пробелы в знаниях. Индивидуальное общение помогает определить, в чем именно заключаются эти пробелы, после чего преподаватель дает индивидуальное задание студенту.
Сдавать материал можно лично профессору или же пройти специальный тест. Как говорят многие выпускники дистанционных факультетов, они так и не поняли – что из этого сложнее.
Тест проходит в быстром темпе, нет времени посмотреть ответ в компьютере, если не написать ответ, он не засчитывается. Рассказ получается связным не у всех. Хорошо, что есть выбор, как сдавать, и каждый выбирает то, что ему удобнее.