Застой в системе образования, ориентированность на массовое обучение, отсутствие индивидуального подхода заставляют родителей искать новые пути получения образования. Один из таких путей – семейная форма обучения. Смысл ее заключается в том, что родители ребенка, а также он сам, ищут учебные материалы, репетиторов, различные курсы, профессионально ориентированные дистанционные школы, чтобы получить более качественное образование и не терять время на просиживание уроков в школе, в то время как остальные стараются успеть за школьной программой и сталкиваются с психологическим насилием, непониманием учителей и другими «достоинствами» общего образования.
Кому подходит семейное обучение
- Тем детям, которые в состоянии освоить большой объем информации за короткое время. Таким ученикам нечего делать в школе, где все программы усредненные и растянуты во времени. Если уж учиться по-настоящему, то нужно развивать данные природой таланты, поступать в хорошие вузы и заниматься наукой.
- Самостоятельным детям, которые с удовольствием учатся, интересуются всем новым, получают удовольствие от чтения. Как ни прискорбно, но именно такие ученики становятся жертвами школьных разборок из-за другой направленности личности. Они вынуждены приспосабливаться, жертвовать своими принципами и делать вид, что они такие же, как все остальные. В результате получается ни то, ни другое: ни учебы, ни жизни.
- Ответственным родителям, которые готовы пожертвовать своим личным временем и заниматься образованием детей. Ведь организация семейного обучения не такой простой процесс, как на первый взгляд может показаться. Если родители первую неделю пытались контролировать учебу, а потом переложили ее на плечи и ответственность ребенка, будьте уверены – ничего хорошего из такого образования не будет. Время уйдет, а дело не двинется. Рано или поздно дети начинают понимать степень личной свободы и многие пытаются выкроить себе часик на игры в гаджетах.
Причины, по которым семейное образование не подходит детям
Есть детские и взрослые причины, по которым перевод на семейное обучение может плохо повлиять на качество и количество знаний:
- отсутствие средств на дополнительные занятия;
- отсутствие времени у родителей на ребенка;
- непонимание учеником принципов самостоятельной работы;
- недостаточная мотивация ребенка для учебы дома;
- решение, принятое в одностороннем порядке родителями – ребенок не готов сидеть дома и хочет быть в социуме.
Дело в том, что сознательные родители, которым пришла в голову идея забрать ученика со школы, тщательно обдумывают свое решение, потом ставят в известность ребенка и спрашивают его мнение. Если встречают непонимание и отсутствие идей, то отказываются от своей мысли, так как ученик не готов и не чувствует потребности в домашнем обучении.
Ему неплохо живется среди одноклассников, за программой он успевает, а большего ему не хочется. У каждого свой предел мечтаний и потребностей в интеллектуальном развитии. Зачем искусственно повышать его, чтобы забрать энергию из других сфер жизни?
Любой психолог скажет, что это плохая идея. Будет ошибкой, если родители настоят на своем решении. Так можно спровоцировать семейный конфликт. Лучше смириться, что ваш сын или дочь – обычный ученик со средними данными и его роль в жизни заключается в другом аспекте.
Стоимость семейного обучения
При переводе на семейное обучение ребенка, не мешало бы поинтересоваться стоимостью учебников, занятий с репетиторами по тем предметам, в которых могут возникнуть сложности. Следует представлять себе объем информации, которую необходимо усвоить, чтобы сдать экзамены в 9 или 11 классе. После этого реально оценить свои финансовые возможности. Дело в том, что только в нескольких регионах страны родителям выплачивают компенсацию за учеников. Этой суммы, поверьте, хватит только на месяц занятий по основным предметам.
Если возлагать надежды на подготовительные курсы, дистанционные школы, то они практически все платные и стоят не дешево. Поэтому финансовый вопрос как всегда – самый важный.
Правда, некоторые школы идут на уступки и выдают школьные учебники, но это капля в море по сравнению с теми расходами, которые ожидают родителей при домашнем обучении.
Недостаточная мотивация у ребенка
Это очень серьезный фактор и его нельзя упускать из виду. Как оформить семейное обучение, можно прочитать на любом интернет-ресурсе, но вложить идею в голову ученика – совсем другое дело. Если эта мысль пришла взрослым, и они решили поэкспериментировать, то это тоже надо делать правильно: сначала поговорить с отпрыском, понаблюдать за его реакцией, предложить решение, озвучить перспективы.
Самое главное – дать неделю на обдумывание, в течение которой ни разу не поднимать эту тему в разговорах. Если через неделю ребенок не отреагирует, значит, ему это не подходит, и он ничего не обдумывал. Как ни обидно может быть родителям, но придется отказаться от идеи.
Если ученик сам заявит через неделю, что у него есть план, то необходимо выслушать и оценить, насколько он реален. Общими усилиями можно достигнуть истины. Тогда и начинать действовать.
Самостоятельная учеба – готов ли ребенок
Если взрослый человек полагает, что дети умеют работать самостоятельно, то есть статистика: только 1 из 100 человек достоин доверия и будет все делать сам без напоминаний. Вы уверены, что это относится к вашему сыну или дочери? Как он справлялся в школе? Есть ли интерес к знаниям, хотя бы к отдельным предметам?
Если есть, то можно рисковать. Все равно – знать всю программу нереально, она слишком обширная и полна ненужных предметов. Здесь уже стоит вопрос по-другому: куда ученик планирует поступать, что для этого нужно, большой ли конкурс в данное учебное заведение. Если он еще не определился, то есть другая статистика: профессию обычные люди выбирают в 21-22 года. Именно к этому возрасту человек начинает осознанно относиться к профессии, не раньше.
Можно не переживать, что вы обделите свое чадо вниманием или знаниями. Если человек талантлив, он найдет свой путь, чего бы ему это не стоило. Если он обычный рядовой ученик, то не стоит торопить и нагружать его.
Отсутствие родительского контроля
Как было описано выше, только 1 ребенок из 100 может успешно работать дома и получать от этого удовольствие. Остальных нужно время от времени контролировать, чтобы не забросили занятия. Если родителей не бывает дома, они заняты своими делами или работой, не стоит рассчитывать на успех домашней учебы. Организация семейного обучения – трудоемкий и длительный процесс, который требует постоянного внимания от детей и взрослых.
До конца это понимают только те родители, которые уже несколько лет занимаются своими детьми, постоянно находясь дома. Лучше всего, конечно, когда дети сразу учатся работать самостоятельно, то есть – с младших классов.
Перевод на семейное обучение в старшем возрасте может вызвать у школьника непонимание и стресс, если он не знает, что и как ему придется делать. Вдобавок, освободившееся время он может просто использовать впустую, что не принесет никакой пользы. Только изучив все нюансы и обдумав последствия, можно выбрать наиболее верный вариант.