Когнитивные навыки (их еще называют когнитивными функциями) помогают не только учиться, но и осваивать все новое. Они обусловлены генетически, но их можно успешно развивать. Рассмотрим, как можно улучшить когнитивные способности мозга.
Что такое когнитивные способности
К когнитивным относятся способности, с помощью который человек познает окружающий мир: восприятие и анализ информации об окружающей действительности, внимание, память, речь.
У одного человека разные виды когнитивных способностей могут быть развиты в разной степени.
Когнитивные навыки
Выделяют 9 основных категорий когнитивных навыков. Рассмотрим их подробнее.
1. Концентрация внимания
Под концентрацией внимания понимают способность долго заниматься одной и той же работой, не отвлекаясь на внешние факторы. Студент с хорошей концентрацией внимания не отвлекается на лекции или во время подготовки домашних заданий на просмотр сообщений в мобильном телефоне или посещение интернет-сайтов.
Как тренировать: исключать внешние раздражители, выполнять специальные упражнения.
Примеры упражнений: подсчитать количество слов в абзаце и пересчитать для проверки, отнимать в уме от 1000 единицу или любое другое число. Способы простые, но эффективные.
2. Фокусированное внимание
Это способность сосредоточиться на одной задаче. Такая фокусировка значительно повышает производительность труда. Фокусировки внимания не требуют работы, доведенные до автоматизма: мытье полов, забивание гвоздей.
Как тренировать: концентрировать внимание на определенных вещах в течение некоторого времени. Один из методов фокусировки предложил известный инвестор Уоррен Баффет. Он рекомендовал составлять список значимых целей, выбирать из них не более пяти самых важных и в течение определенного времени заниматься только ими.
3. Распределенное внимание
Заключается в способности заниматься несколькими делами одновременно, например, слушать доклад на семинаре и параллельно готовиться к своему выступлению. Распределенное внимание необходимо представителям многих профессий. Так, шофер при интенсивном движении на дороге должен наблюдать одновременно за несколькими ее участками.
Как тренировать: выполняя специальные упражнения. Например, психологи предлагают сжать пальцы и затем поочередно их разжимать, удерживая все пальцы в поле зрения.
4. Долговременная память
Долговременная память в той или иной степени развита у большинства людей. Многие помнят какие-то факты из своего детства, учебы в школе, хотя прошло более 30-40 лет.
Именно благодаря долговременной памяти студенты могут на экзаменах воспроизвести доказательство сложной теоремы или вспомнить ход решения задачи, рассмотренный на семинаре несколько месяцев назад.
Различают два вида долговременной памяти: сознательную (эксплицитную) и бессознательную (имплицитную). В первом случае человек сознательно стремится запомнить и удержать в памяти большое количество информации, например, выучить иностранный язык. Во втором случае из памяти извлекается информация, полученная в прошлом. Именно благодаря имплицитной памяти люди, перенесшие инсульт, помнят, как держать ложку или одеваться.
Как развивать: заучивать стихи, играть в игры, требующие запоминания.
5. Рабочая память
Это вид памяти, предназначенный для кратковременного оперативного использования. Например, когда по аналогии студент решает задачу способом, который только что разъяснил преподаватель.
Благодаря наличию кратковременной памяти, человек не теряет смысл разговора и помнит сюжет книги, которую читает.
Как тренировать: пересказывать только что прочитанный текст, чаще выступать экспромтом.
6. Логическое мышление
Заключается в способности делать выводы из полученной информации. Логическое мышление помогает отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее фактами и выводами.
Как тренировать: разгадывать кроссворды и головоломки, решать логические задачи, играть в шахматы и другие интеллектуальные игры.
7. Слуховое восприятие
Английский ученый Д. Бернал, говорил, что 5% всей информации человек получает через уши. Слуховое восприятие развито у тех, кто способен запомнить и пересказать услышанное. Это очень важно для обучения в вузе, где значительная часть информации дается в виде лекций. Некоторым людям помогает сосредоточиться любимая музыка, а расслабиться – специальные мелодии для медитации.
Как тренировать: слушать аудиокниги и записывать пересказ услышанного.
8. Зрительное восприятие
Так называют способность усваивать и запоминать информацию через зрительные образы. Чем более развита эта способность, тем больше информации из окружающего мира получает человек. Зрительное восприятие формируется еще в детстве, но его можно развивать на протяжении всей жизни.
Как тренировать: через специальные упражнения (делать зарисовки по памяти, после занятий описывать мысленно одежду студентов).
9. Скорость обработки информации
Под этим понимают время, которое нужно, чтобы полностью обработать поступившую информацию. Определяется всеми перечисленными выше навыками.
Что влияет на когнитивные способности
На когнитивные способности влияет множество факторов.
К негативным факторам относятся: состояние стресса, неправильное питание, несоблюдение режима труда, сна и отдыха. С возрастом когнитивные способности могут ухудшаться.
Также нарушение когнитивных функций происходит при некоторых заболеваниях: шизофрении, аутизме, инсульте, черепно-мозговых травмах, опухолях головного мозга. Нередко подобные нарушения обратимы и проходят при упорных и ежедневных тренировках. Понятно, что при резком ухудшении памяти и других проявлениях снижения когнитивных функций, нужно обратиться к врачу и пройти детальное обследование.
Чтобы предупредить ухудшение памяти, способности концентрировать внимание и другие проявления, нужно делать перерывы во время занятий. На переменах лучше не сидеть, а ходить по коридору. Дома рекомендуется во время перерыва сделать несколько физических упражнений, отвлечься, выпить чашечку чая.
Важно вести здоровый образ жизни, есть достаточно овощей и фруктов, богатых витаминами, соблюдать режим сна и отдыха, не заниматься по ночам. К ухудшению когнитивных способностей могут привести неблагоприятные факторы внешней среды, особенно, плохая экологическая обстановка, различные отравления.
Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Рекомендуется не держать на рабочем столе телефон, работая за компьютером, не заходить в социальные сети и другие посторонние сайты. Музыку можно включить, если она помогает сосредоточиться.
Итак, когнитивные способности важны для успешной учебы. Развивая их, студент может существенно повысить свою среднюю успеваемость. Если человек не обладает какими-то способностями от природы или они развиты слабо, можно улучшить когнитивные навыки, ведя здоровый образ жизни и выполняя специальные упражнения. Тренировать когнитивные способности важно не только молодым, но и пожилым людям, чтобы сохранить способность к активной и интересной жизни.