Руководитель, ученый, ректор – для некоторых молодых людей эти понятия являются конечной целью их профессиональной карьеры. Задумываться о своем предназначении многие начинают тогда, когда не получается добиться своей мечты, не складывается карьера, есть финансовая неудовлетворенность и проблемы в отношениях с близкими.
В чем же дело? Мы привыкли рассуждать: если человек чего-то хочет – он этого обязательно добьется. Вопрос – какой ценой и будет ли польза из этого достижения.
Карьера: образование или способности?
В карьерном росте играет роль образование человека, но не всегда и не во всех областях. Можно назвать отрасли, где не важно, какое учебное заведение окончил человек и есть ли у него вообще диплом. Основную роль играют его организаторские способности и умение ладить с людьми. Например – фермерство, ресторанный бизнес или кафе, торговля.
В других отраслях – педагогике, юриспруденции, науке, исследованиях – без образования не обойтись. По сути – человек начинает учиться в детстве и занимается этим всю свою жизнь, постепенно оканчивая вуз, магистратуру, после магистратуры - аспирантуру, докторантуру.
Мы попробуем разобраться, у всех ли может получиться стать авторитетным руководителем, выдающимся ученым или, например, ректором высшего учебного заведения.
Для этого проанализируем отзывы и опыт некоторых великих людей в своей области, которые впоследствии стали хорошими руководителями и привели свое учебное заведение к процветанию: стремились ли они в начале карьеры стать руководителями, что они думали по поводу менеджмента.
Кто такой ученый и всякий ли смертный может им стать
Можно ли называть себя ученым, окончив бакалавриат? Конечно же, нет. Степень бакалавра нужна для того, чтобы дать начальное базовое образование в какой-либо сфере. На бакалавриат поступают сотни тысяч студентов, а учеными становятся единицы. Великими учеными, которые вносят вклад в мировую науку – еще меньше.
От чего зависит успех и можно ли его как-то стимулировать? Можно, но для этого нужно уметь хорошо концентрироваться на себе и своих внутренних ощущениях, ведь для начала нужно понять, что меня интересует, де это изучают, как туда попасть. Все это нужно делать в школе.
Хорошо, если система образования построена так, что педагоги помогут разобраться в предназначении и человек сразу попадет в свою сферу, не потеряет время. У некоторых людей с детства ярко выражен талант в какой-либо отрасли, и они не представляют себя в чем-то другом. Здесь легче.
Как быть тем, кто понятия не имеет и не чувствует, чем ему заниматься в жизни. Таких людей большинство. Они-то в основном и являются клиентами коучей, психологов, бизнес-тренеров. Они учатся везде, но редко кто из них добивается больших успехов: так, средний наемный рабочий.
Другое дело, когда человек увлечен своей работой и каждую ее часть старается делать хорошо, с максимальной отдачей. Кому-то не знакомо понятие максимальной отдачи. Вспомним, как кто учился: преподаватель сказал прочитать то-то – не прочитали или не до конца, сказал сделать еще что-то – не сделали, а только спросили однокурсника, что делал он. Понятно, что педагог дает вектор обучения, а дело студентов – идти и искать, что там находится.
Вывод: ученым станет тот человек, который сделает больше и лучше из того, что посоветует преподаватель. Ему будет интересно в магистратуре, так как это начало карьеры ученого, будет интересно в аспирантуре, потому как он уже понимает, о чем будет писать следующую научную работу.
В процессе исследований всегда появляются новые мысли, идеи, предположения, которые необходимо проверить. Таким специалистам часто предлагают официальное трудоустройство за границей с хорошей оплатой, то есть человека вознаграждают за длительное упорство ради науки.
Как «рождается» руководитель и кому дано им быть
Если человек говорит, что он хочет быть руководителем – это стопроцентный признак того, что он не готов им быть и ему ничто не поможет даже после магистратуры. Здесь ему самому нужно в себе разбираться: что он подразумевает под словом «руководитель».
Говорят, власть нужна тогда, когда хочется сделать что-то плохое. В остальных случаях важен авторитет.
Если у человека нет авторитета в коллективе – он не будет его руководителем или же:
- от него будут уходить сотрудники;
- часто будут возникать скандалы;
- коллектив потребует отставки или переизбрания начальника.
Есть люди, у которых само собой получается собирать вокруг себя людей. Исследователи анализировали личные качества таких руководителей, тестировали энергетику, проверяли менталитет. Все сходилось на том, что этот человек готов был брать на себя ответственность за грехи подчиненных. Причем делать это добровольно и добродушно.
А теперь подумайте – готовы ли вы по многу раз прощать бездельника, хама, получать за него нагоняй от вышестоящего начальника? Если да, то вы можете быть руководителем. Если нет – нужно идти на курсы менеджеров и изучать методику, как остановить беспредел в коллективе с первого дня. Сразу предупредим: эти курсы для руководителей входят в магистерские программы МВА и менеджеров. Стоят не так дешево, как хотелось бы.
Есть другой путь: изучать психологию коллектива и скрытые мотивы поступков, чтобы понимать других людей. Заметьте – не сочувствовать, а понимать закономерности поступков. Это разные вещи. Человек, которому по его образу мышления, воспитания, эмоциональности не дано быть руководителем, потратит очень много времени на то, чтобы им стать.
Когда это происходит, в большинстве случаев человек не радуется произошедшему, потому что путь к такому руководству отнял у него что-то важное в жизни – возможно семью, какие-то приятные отношения, отдых. Подумайте, стоит ли оно того. Окончить магистратуру для себя, для общего развития – одно дело, но пытаться руководить людьми, не умея руководить собой – ненужная трата времени и энергии.
Профессоров много – ректор один
Давайте подумаем, кто такой ректор? Это человек, который ведает всеми делами университета, является обычно известным ученым в своей области, вдобавок – выдающейся всеми уважаемой личностью, к которой тянутся люди и готовы работать под его управлением.
На данный момент заслуживает внимания деятельность ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой – Николая Максимовича Цискаридзе. Ректор является Народным артистом РФ, в прошлом солист Большого Театра. Имеет два образования – педагогическое в сфере хореографии и юридическое для успешного ведения дел Академии, которое получил уже в процессе работы с детьми на должности ректора.
Самое интересное, что руководить Академией его попросил лично президент РФ, сам Николай Максимович не хотел этим заниматься. За время его руководства заведение стало настолько известным, что о нем узнали даже в Японии, куда редко приезжает Мариинский театр, а детский балет Академии был уже 3 раза.
Если кто-то мечтает стать ректором, попробуйте повторить достижения кого-либо из действующих руководителей вузов. Уже в начале пути станет ясно, хотите ли вы нести такую ответственность или лучше довольствоваться ролью поскромнее.