В 90-х годах 20-го века в системе образования России произошли кардинальные изменения. Постепенно менялась психология обучающихся, у современных студентов сформировались совершенно другие представления об учебе в вузе. Аналогичные процессы происходили во всем мире.
Рассмотрим новые подходы к организации вузовского обучения, которые предлагают специалисты за рубежом.
Проблемы современного образования
Работодатели во всем мире говорят о пропасти между навыками выпускников и предъявляемым к ним требованиям. На Всемирном экономическом форуме 30% руководителей отмечали нехватку кадров, владеющих цифровыми технологиями на нужном уровне. И 89% говорило о неумении выпускников вузов работать в команде и приспосабливаться к существующим в коллективе требованиям.
Российский Центр мониторинга развития промышленности провел исследование, опросив 500 руководителей. Результаты неутешительные: 37% считают, что выпускникам не хватает теоретических знаний, 52% отмечают недостаток практики. Именно недостаток практических навыков, с точки зрения бизнесменов, представляет реальную угрозу для современного бизнеса.
Стремительное развитие цифровых технологий привело к тому, что рабочие места и уровень необходимых работникам компетенций меняется быстрее, чем система образования, консервативная по своей сути, способна адаптироваться к этим изменениям.
Предлагаемый подход
Профессор Гарвардской школы бизнеса К. Кристенсен сформулировал теорию JTBD (Jobs to Be Done – «задачи, которые следует выполнить») о поведении потребителей в условиях рынка. Суть этой теории заключается в следующем: приобретая продукт, индивидуум стремится решить какую-то конкретную задачу, важную для него. Профессор Гарвардской школы бизнеса Т. Левитт любил говорить, что покупателям не нужно сверло для дрели диаметром 4 мм, они хотят просверлить отверстие этого диаметра.
Смысл теории JTBD в том, что потребители не покупают определенные товары, а «нанимают» их для решения определенных задач. В отличие от стандартных подходов придумывания образа целевой аудитории, этот подход предлагает исследовать мотивы и трудности пользователя. Любой продукт имеет ценность не сам по себе. Он ценен той «работой», которую выполняет для пользователя. Так, в интерпретации К. Кристенсена и его последователей, человек покупает дрель не потому, что он хочет просверлить дырку в стене, а потому, что он хочет иметь красивый дом.
Майкл Хорн, один из учеников К. Кристенсена, и Боб Моэста применили теорию Кристенсена к образовательному сектору. Они считают, что стандартные методы принятия решений об обучении, включая различные метрики и аналитические инструменты, не соответствуют современному прогрессу и требованиям студентов и их семей. Прежде всего нужно понять истинные цели принятия решения о поступлении в вуз. Это совершенно новый взгляд на взаимоотношения студента и учебного заведения в образовательном процессе.
По результатам опроса 200 студентов учебных заведений самого разного уровня, включая различные курсы, они сформулировали 5 основных задач, ради решения которых учащиеся стремятся получить современное высшее образование.
Они предложили для каждой из этих задач способы решения с точки зрения вузов . Именно мотивы поступления, с точки зрения авторов, должны определять действия не только вузов, но и других учебных заведений послешкольного образования.
Задача 1. Желание учиться в первоклассном учебном заведении
Часто будущие студенты хотят получить классическое образование. Поступление в один из лучших в стране университетов для них уже означает успех. Поэтому они редко задумываются о том, что будет дальше.
Классические вузы готовы решать подобные задачи. Но проблема заключается в том, что не так много учебных заведений, которые удовлетворяют столь высоким требованиям.
Задача 2. Стремление оправдать ожидания окружения
Такие студенты идут в вуз, чтобы оправдать ожидания учителей, родителей или друзей. Часто они нацелены на обучение в вузах более высокой категории, но им не удается туда поступить. В результате они решают продолжить учебу в вузе более низкого уровня.
М. Хорн и Б. Моэста предлагают предоставить таким студентам возможность рассматривать текущее место учебы в качестве «транзитного» варианта перед поступлением в учебные заведения более высокого уровня.
Задача 3. Изменение текущей жизненной ситуации
Эти студенты поступают в вуз с целью изменить свою жизнь: найти новое окружение, уйти с надоевшей работы, переехать в другой город и т.п.
Проблема заключается в том, что учащиеся после поступления считают цель достигнутой. Их мало беспокоит, что будет дальше. Учебным заведениям следует помочь таким студентам развить свои способности и увлечения.
Задача 4. Саморазвитие
Эти студенты хотят сделать шаг вперед в своем развитии. Они стремятся освоить новые навыки в профессии, получить сертификаты по более современной специализации, например, научиться работать с большими данными. Сам Майкл Хорн в 2004 г. поступил в бизнес-школу именно с целью сменить сферу деятельности.
Задача вуза – предложить разнообразные учебные программы, которые помогут таким студентам быстро достичь поставленной цели.
Задача 5. Сделать рывок в карьере
Таких студентов все устраивает в текущей жизненной ситуации, но они хотят совершенствоваться дальше. Похоже на предыдущую ситуацию, но нет такой острой необходимости изменить свою жизнь.
Задача учебного заведения – максимально индивидуализировать для таких студентов учебный процесс.
Какие выводы должны сделать вузы
Согласно представлениям авторов исследования, необходимо учитывать особенности мотивов, с которыми современные студенты поступают в учебное заведение. Универсальные предложения в реалиях 21-го века работают плохо. Учебным заведениям приходится тратить большие средства, чтобы удержать студентов с совершенно разными мотивами поступления и учебы.
Вузам предстоит решать трудную задачу - предложить каждому студенту свою образовательную траекторию в зависимости от типа перечисленных мотивов поступления. Нужен переход от универсального обучения к персонализированному.
М. Хорн и Б. Моэста предлагают делать отбор студентов, исходя из задач, которые они ставят при поступлении. Вузам нужно определить, какую потребность студентов они будут удовлетворять и в зависимости от этого перестроить учебный процесс. В противном случае результаты обучения будут разочаровывать. А студенты, вузы и общество в целом будут нести убытки.
Где получить подробную информацию
По результатам своих исследований М.Хорн и Б. Моэста написали книгу «Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life» («Выбирая колледж: как лучше принимать решения об обучении на протяжении всей жизни»). В ней они обобщили результаты проведения мини-интервью с двумя сотнями студентов, в которых они пытались понять глубинные причины выбора ими того или иного учебного заведения.
Купить книгу можно в магазине Amazon. На русский язык она пока не переведена.