Согласно статистике, 60% выпускников вузов не работают по специальности. Рассмотрим, какие нюансы нужно учесть и как выбрать профессию правильно.
Тесты по профориентации
Часто выпускники выбирают будущую профессию неосознанно. На них влияют мода, текущая ситуация в обществе. Часто решающим является мнение родителей, которые хотят, чтобы ребенок выбрал востребованную профессию.
Например, в период пандемии коронавируса под влиянием телепередач, героизирующих профессию врача, резко вырос конкурс в медицинские вузы, который сопровождался массовым сокращением в них бюджетных мест. Все ли эти абитуриенты способны в будущем стать квалифицированными врачами?
Сначала рекомендуется определить сферу интересов и пройти тесты по профориентации. Хорошо, если они подтвердят возможность достичь успеха в выбранной сфере. Но так бывает далеко не всегда. Этот конфликт в будущем может привести к разочарованию в профессии и собственных возможностях.
Важно рассматривать все возможные варианты самоопределения в выбранной сфере. Например, Луи Пастер, который внес огромный вклад в развитие медицины, по специальности был химиком. Его первые работы были связаны с выявлением причин скисания вина. А композитор Александр Бородин, известный как автор оперы «Князь Игорь», по образованию был врачом, а по призванию не только композитором, но и химиком. Его учитель, известный химик Н.Н. Зинин, уговаривал его меньше тратить времени на музыку, поскольку это мешает занятиям химией.
Популярным тестом, который можно пройти онлайн, является опросник А. Голомштока «Карта интересов». Но дополнительно лучше воспользоваться помощью профессионального психолога-профориентолога.
Больше узнать о выбранной профессии
После выбора сферы интересов нужно сузить круг выбора до нескольких профессий и собрать как можно больше информации о каждой из них.
Если школьнику хорошо даются иностранные языки, он может выбрать не только профессию преподавателя или переводчика, но и стать литературоведом, редактором, патентоведом или дипломатом.
После выбора профессии нужно найти соответствующую профессиограмму, в которой описаны ее особенности и требования к ее обладателям. Следует учесть средний уровень заработка в каждой специальности и сопоставить это значение со своими желаниями и потребностями. Амбициозные люди должны подумать о возможностях карьерного продвижения.
Чтобы разобраться в особенностях конкретной профессии, можно просмотреть интернет-ресурсы, дни открытых дверей в учебных заведениях, читать художественную и профессиональную литературу, посвященную данной специальности и т.п. Хорошим решением будет учеба на курсах по подготовке в данное учебное заведение.
При обдуманном выборе будущей профессии удобно использовать современные методики стратегического менеджмента (ментальные карты, свот-анализ и другие).
Составить маршрутный лист
Популярным инструментом тайм-менеджмента при достижении определенной цели является построение маршрутного листа (маршрутной карты). При его построении удобно применить принцип обратного планирования: двигаться от конечной цели через промежуточные пункты к состоянию, которое есть сейчас.
Маршрутный лист будущего финансиста может иметь вид: стать аналитиком в банке <- получить экономическое образование <- окончить финансовый университет <- поступить в финансовый университет <- сдать ЕГЭ по математике на 85+ баллов <- поступить на заочные курсы по математике в МГУ.
Таких маршрутных листов может быть несколько. При составлении можно использовать программы для построения ментальных карт онлайн.
Оценить различные варианты
Путей к достижению цели может быть несколько. Для выбора оптимального можно использовать метод SWOT-анализа. Название метода происходит от английских слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Для проведения SWOT-анализа нужно нарисовать квадрат и разделить его на 4 части. Образуется 4 более мелких квадрата. Начиная с левого верхнего квадрата, проставить буквы S, W, O, T. После этого выписать внутри квадратов сильные и слабые стороны выбранного пути, а также возможности достижения цели и существующие при этом угрозы (например, по выбранной специальности очень трудно найти работу в родном городе или регионе или, наоборот, есть переизбыток специалистов).
Такие зарисовки можно сделать для каждой специальности. Аналогично абитуриент может, используя SWOT-таблицу, провести самоанализ, насколько он готов к работе в будущем по данной специальности. Набор и анализ таких таблиц позволит сделать выбор более осознанным.
Можно использовать SWOT-анализ не только для выбора профессии, но и для других жизненных случаев.
Выбор специальности после 9-го класса
После 9-го класса можно не только продолжить школьное обучение. Решая, какую профессию выбрать, школьник может поступить в учреждение среднего профессионального образования (СПО). Это колледжи, техникумы и училища.
Сейчас в СПО большой выбор специальностей. Можно не только освоить практические навыки (стать поваром или электромонтажником), но и получить творческую профессию (дизайнер, музыкант) или военную.
Продолжение учебы в вузе после окончания колледжа по той же специальности будет уже полностью осознанным выбором профессии. Плюсом также будут полученные практические умения.
Минусы такого выбора образовательной траектории следующие:
- выбор специальности в более раннем возрасте;
- более длинный срок обучения, если планируется получить еще высшее образование;
- при поступлении в вуз придется сдавать ЕГЭ, к которому в системе СПО готовят хуже, чем в школе.
После 9 класса труднее понять, правильно ли выбрана профессия.
В Москве появилась возможность вместо учреждений СПО продолжить обучение в предпрофессиональных классах. Повсеместное распространение этого опыта дало бы девятиклассникам больше возможностей для выбора.
Если все-таки абитуриент ошибся в выборе
Что делать, если после поступления абитуриент разочаровался в выбранной профессии? Следует прежде всего понимать, что ничего фатального не произошло. Рынок труда за несколько лет после окончания учебного заведения может измениться до неузнаваемости. В современном мире человек редко выбирает профессию раз и навсегда, у него всегда есть возможность найти себя.
Например, врач по образованию может стать пресс-секретарем, работать в службе подбора персонала медицинского учреждения или заняться научной журналистикой. Можно также получить второе образование и заниматься экономикой здравоохранения.
Известны случаи, когда после окончания вуза выпускник поступал в другое учебное заведение и блестяще его заканчивал. Так поступила всемирно известная оперная певица Ирина Архипова, которая по первому образованию была архитектором.
Вариантов здесь множество. Например, в патентных бюро постоянно требуются эксперты в самых разных областях: медики, инженеры, юристы. Кстати, экспертом патентного бюро несколько лет после окончания университета работал будущий лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн.