Сегодня при приеме на работу учитывают не только компетенцию и опыт в конкретной области, но и так называемые soft skills — неспециализированные навыки, характеризующие человека как разностороннюю личность. К ним причисляют лидерские качества, умение находить общий язык с людьми и многое другое.
Креативное мышление также относится к этому перечню и может быть полезным как для соискателя в поиске работы, так и для студента в учебе. Как его развивать и где использовать, расскажем в статье.
Креатив или творчество
Креатив часто путают с творчеством, однако, это вовсе не одно и то же. Творчество предполагает создание материального или нематериального объекта, который можно причислить к искусству.
Под креативом же чаще понимают создание новых и непривычных подходов для решения какой-либо проблемы.
Разумеется, этот навык можно использовать в творчестве — так, например, абстракционисты двадцатого века создали принципиально новое направление искусства, выступив в некотором смысле первопроходцами.
Что такое креативное мышление
Креативное мышление — умение смотреть на вещи под непривычным углом, находить новые эффективные методы решения старых задач. В первую очередь этот навык предполагает особенное восприятие мира. Человек, обладающий этим навыком, думает иначе и имеет гораздо больше шансов найти действенный способ решения проблемы, чем другие люди..
За инновационные технологии и научные открытия люди обязаны креативным личностям. Без них прогресс не сдвигался бы с мертвой точки, ведь люди попросту пытались бы решать задачи самым очевидным способом.
Но мир постоянно меняется, а людям требуется гибкость и адаптивность, чтобы подстраиваться под эти изменения. Поэтому зачастую очевидные способы на практике работают не слишком эффективно.
Но переломный момент случается тогда, когда приходит человек, умеющий отбрасывать шаблоны и думать нестандартно. Именно таким образом и развивается человечество.
Зачем это может понадобиться студенту
Нестандартный подход нужен не только для того, чтобы менять ход истории, но и для бытовых вещей. Люди, обладающие этим навыком, гораздо лучше адаптируются к жизненным условиям, легче выполняют повседневные задачи и имеют преимущества в учебе и работе.
Молодые люди гораздо более обучаемы и способны лучше обрабатывать информацию, чем взрослые. Именно поэтому студенчество — самое подходящее время для получения навыка креативного мышления.
Студенты ежедневно сталкиваются с большим количеством различных заданий. Экзамены, налаживание контакта с преподавателями, написание дипломной работы — эти и другие сложности поджидают учащихся на их пути.
В этих ситуациях умение отказаться от привычных шаблонов и попробовать “пойти по незнакомой дорожке” удивительно упрощает процесс обучения, а также помогает студенту развиваться как личности.
Как развить креативное мышление
Рассмотрим испытанные работающие методы.
1. Искать ассоциации
Во время изучение нового материала информация попадает в краткосрочную память. Но если она никак не связана с уже знакомой информацией из долгосрочной памяти, она быстро улетучивается из головы. Ассоциации как раз помогают создать эту связь.
Чем больше фрагментов памяти связаны друг с другом, тем быстрее получается находить решение проблемы.
Какие упражнения могут помочь для развития ассоциативного мышления?
- Взять два не связанных друг с другом слова (например, “заяц” и “фета”) и составить логичную ассоциативную цепочку между ними. Например: заяц — лиса — колобок — сказка — фольклор — мифология — Греция — фета.
- Взять несколько слов и придумать захватывающую историю, используя их.
- Выбрать обыденный предмет и придумать, какими еще способами его можно использовать.
- Обратить внимание на старые анекдоты, начинающиеся со слов “что общего у … и …” и попытаться придумать нетривиальный ответ..
2. Устраивать мозговой штурм
Мозговой штурм отлично помогает в поиске нестандартных идей. Смысл в том, чтобы обозначить конкретную проблему и постараться придумать максимально возможное количество решений.
Этот метод часто используется в рабочих коллективах, но может быть полезным и для персональной тренировки. Однако, если имеется возможность, стоит попробовать устроить мозговой штурм с друзьями.
Разные люди с различным опытом и думают по-разному, так что это шанс поучиться смотреть на проблему с абсолютно другой точки зрения.
- Задача должна быть четко сформулирована.
- Можно установить себе потолок, скажем, в 30 минут и 50 идей. Изначально в голову будут приходить наиболее привычные мысли, но каждая последующая идея будет более небанальной.
- Если мозговой штурм проводится в компании нескольких человек, пусть в конце все участники по очереди презентуют свои мысли и аргументируют свои решения.
- Существует методика “выход за рамки” психолога Эдварда де Боно. Суть — представить, как можно решить проблему, имея неограниченные ресурсы.
3. Попробовать нечто кардинально новое для себя
Звучит банально, но это и правда помогает в формировании креативного мышления. У каждого человека есть определенный круг интересов, за рамки которого он обычно не выходит. Будет полезно четко определить свою сферу интересов, а затем попробовать то, что в нее однозначно не входит.
Это не означает, что нужно делать скучные вещи — можно заняться тем, что раньше казалось невозможным или попросту не приходило на ум.
Например, студенту технического направления попробовать силы в исторических викторинах или изучении нового языка. Это не только развивает креативное мышление у студентов, но еще и расширяет кругозор.
4. Найти новый подход к бытовым делам
Изобретательность можно проявлять не только в сочинениях по литературе и научных проектах. Стоит постараться придумать новые подходы к обыденным вещам, таким как поход в магазин или приготовление обеда.
Может, устроить неделю мексиканской кухни или начать использовать прищепку во время забивания гвоздей?
- Можно почитать лайфхаки для хозяйства и попробовать придумать собственные.
- Даже самую привычную повседневную задачу можно решить большим количеством способов, нужно только отыскать их.
5. Научиться задавать вопросы
Иногда даже излишняя любознательность может быть полезной. Обучение тем эффективнее, чем больше деталей и нюансов познает учащийся в процессе ознакомления с темой. Для этого необходимо научиться правильно задавать вопросы.
Неважно, какой материал студент изучает — физические процессы, исторические события или химические реакции — к этому материалу всегда можно задать следующие вопросы:
- Как это происходит?
- По какой причине это происходит?
- Как изменился бы результат, если исходные данные были бы другими?
- Почему этот материал включен в образовательную программу? В чем его важность?
- Чем это отличается от другого процесса/реакции/события? В чем они похожи?
Можно самостоятельно дополнить этот лист и использовать эти вопросы при каждом удобном случае. Так студент получит не только более глубокое понимание темы, но еще и научится иначе воспринимать изучаемый материал.
Главное для формирования креативности — отбросить негативные установки и страхи, которые часто мешают самовыражаться и творить.
Креативное мышление — в некоторой мере выход из зоны комфорта. Готовность преодолевать свои страхи и учиться выходить за рамки обыденного — то, без чего развитие креативного мышления невозможно.