Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Как получить качественное образование: стандарты образования в России

Как получить качественное образование: стандарты образования в России

Как получить качественное образование: стандарты образования в России

Отто фон Бисмарку приписывают высказывание, что франко-прусскую войну выиграл школьный учитель. И поскольку именно гимназическая система обучения в Германии легла в основу образовательных систем Англии, Франции и России, этот пример подтверждает значение качественного образования в жизни не только отдельного человека, но и государства в целом.

Рассмотрим, как оценить качество образования в вузе.

Образовательные стандарты

Стандарты для высшего образования были введены Законом РФ «Об образовании…» в редакции 2012 г. В этом документе впервые было официально введено понятие сетевого и дистанционного образования.

Ведущие вузы, включая МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, получили право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты.

Соответствие системы обучения образовательным стандартам – один из признаков качества обучения в вузе, как государственном, так и частном.

Как оценивать качество образования

Выделяют 4 фактора понятия качества образования:

  • содержание образования;
  • методы и качество преподавания;
  • наличие современных образовательных технологий, включая цифровые;
  • результаты образования.

Причем эти факторы образуют единую систему, ни одним элементом которой нельзя пренебречь.

Есть две системы оценки качества образования :

  • внешняя, выпускниками вуза, работодателями и т.п.;
  • внутренняя, органами управления учебным заведением.

Время получения профессионального образования возросло по сравнению с недавним прошлым. По результатам исследований РАНХиГС, оно в среднем, включая учебу в школе, составляет более 12 лет. Самое большое время учебы у финансистов, самое маленькое – у работников сельского хозяйства и гостиничного бизнеса.

Для выпускников качественное образование заключается прежде всего в востребованности приобретенных знаний. Оценка качества полученного образования, включая самооценку, становится важным элементом в условиях непрерывного, в течение всей жизни, продолжения обучения после получения диплома.

К объективным показателям качества образования можно отнести:

  • наличие государственной аккредитации;
  • результаты мониторинга качества образования;
  • независимая оценка работодателей;
  • результаты регулярного самообследования, опубликованные на сайте вуза.

Профессорско-преподавательский состав (ППС)

Качественное обучение в вузе обеспечивают, в первую очередь, преподаватели. Сведения о ППС можно найти на сайте вуза.

Абитуриенты, которые планируют связать свою жизнь с наукой и строить карьеру исследователя, должны обратить внимание на научно-исследовательскую активность (это прежде всего публикации в профильных журналах мирового уровня) преподавателей и наличие в вузе научных школ. Сведения о публикационной активности преподавателей можно найти на сайте elibrary.ru. Многие статьи там находятся в открытом доступе при условии регистрации на сайте.

В вузах технического и экономического профиля нужно обратить внимание, есть ли в вузе преподаватели-практики. Без этого трудно представить качественное базовое образование и получение профессиональных навыков.

В хороших вузах администрация следит за постоянным повышением квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе оплачивая за счет университета различные курсы теоретической и практической направленности.

Особенности современного образования

В последние годы нагрузка на преподавателей резко возросла. И это, безусловно, негативная тенденция. У педагогов вузов практически не остается времени и сил заниматься самообразованием и научной работой.

Сегодня преподаватель больше выступает как координатор учебного процесса. Резко сократилось личное общение преподавателей и студентов. А это путь к формальному подходу к обучению с обеих сторон и падению качества в системе образования.

Кто отвечает за качество образования

Право обучающегося на получение качественного образования закреплено в Конституции Российской Федерации.

За качество образования студентов отвечает министерство (образования и науки или просвещения). Обязанность контроля также лежит на Федеральной службе по надзору в сфере науки и образования. Если эти организации придут к выводу о недостаточном качестве образования в конкретном учебном заведении, оно может лишиться аккредитации и потеряет право выдавать дипломы государственного образца.

Непосредственно в вузе качеством образования занимается администрация учебного заведения. Юридически именно администрация несет ответственность за предоставление некачественных образовательных услуг. В том числе, студент или выпускник может добиться возмещения материального ущерба из-за полученного некачественного образования.

Если студент получает образование платно, ему следует внимательно ознакомиться со всеми условиями заключаемого договора. Не лишним будет посоветоваться с компетентным юристом. Впоследствии это может помочь при решении вопросов правового характера в суде.

Как решается проблема повышения качества образования

Сейчас российские вузы работают в условиях жесткой конкуренции, в том числе с образовательными центрами за рубежом. Университеты постоянно должны учитывать не только процессы в мировом образовательном пространстве, но и на рынке труда. Поэтому проблема повышения качества образования стоит крайне остро.

Можно отметить следующие пути решения этой проблемы:

  • выработка у студентов компетенций в будущей профессии;
  • неуклонное повышение стандартов образования;
  • все большее предоставление свободного доступа к образовательным ресурсам;
  • интеграция элементов научных исследований в учебный процесс.

Все это происходит на фоне сложной экономической ситуации во всем мире, обострения демографических и экологических проблем.

Образование неизбежно должно становиться более гибким, адаптируясь к постоянно меняющейся экономической и политической ситуации. Если не так давно источником информации были только печатные книги, сейчас это сетевые ресурсы Интернета, различные материалы в электронном виде и т.п. Идет встраивание российского образования в мировой процесс Болонских соглашений. Приходится учитывать, что современное развитие бизнес-образования во всем мире идет под флагом американских идей, не всегда однозначных.

С другой стороны, важно не потерять классическую фундаментальность российско-советского образования. Кроме того, общество и вузовская среда устали от попыток постоянного реформирования образования.

Новый вызов устойчивости системы дал массовый переход на дистанционное обучение во время самоизоляции в связи с пандемией коронавируса. Многие решения приходилось принимать в условиях цейтнота времени и недостаточной готовности ППС.

Поэтому не приходится сомневаться в появлении и развитии новых подходов к оценке качества образования не только в вузах, но и в учреждениях среднего профессионального образования, с учетом отечественных и зарубежных наработок и тенденций.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московская Академия Предпринимательства

Колледж Московского Университета имени С.Ю.Витте

АНО ДПО "Воронежский Институт Профессионального Образования и Повышения Квалификации"

Современная научно-технологическая академия


logo logo logo logo logo logo
top