Сдача экзаменов для школьников, студентов и абитуриентов является очень важным моментов в их учебной жизни. Нет научных рекомендаций по данному вопросу, но есть множество проверенных способов такими же, когда-то студентами, абитуриентами.
К экзаменам нужно готовиться заранее, учить по частям и самое важное сохранять спокойствие. Главный момент – настроить себя на успех. Не зря говорится, что мысли материальны.
Готовясь к экзамену, есть смысл устраивать не большие переменки. Например, через каждые 30 минут делать перерыв по 5 минут.
В каждой теме, вопросе выделяйте ключевые моменты и конспектируйте для себя. Недаром многие преподаватели рекомендуют писать (но не пользоваться потом) шпаргалки. Желательно включить все каналы восприятия информации: прочитайте текст в слух, потом про себя. Можно что-то записать на бумаге или представить в воображении. Для наилучшего эффекта желательно овладеть методами скорочтения.
Еще одним из важных факторов является сон. Он должен составлять не менее 8 часов и если есть желание, можно сделать тихий час днем. Если в предыдущие дни не всегда получалось выспаться, то перед самим экзаменом выспаться надо обязательно.
Немало важным так же является питание. Нужно принимать витамины С и группы В, фрукты, соки и овощи, а тем, у кого нет противопоказаний, можно съесть плитку черного шоколада.
Так же будет важным «помощником» в подготовки к экзаменам - свежий воздух. Понятно, что бросить подготовку и сломя голову бежать играть в футбол не стоит, но можно провести время на свежем воздухе с пользой. Взять учебник или конспекты и в сквере, сидя на лавочки в тени деревьев, почитать.
За несколько дней перед экзаменами можно сделать следующее: возьмите список вопросов и начинайте произвольным образом, выбрав один из них, имитировать свой ответ на экзамене. Прочитали вопрос, постарайтесь написать более подробный на него ответ и тогда вам самим станет ясно, насколько хорошо вы подготовились. Не рекомендуется перечитывать перед самим экзаменом то, что вы уже учили. Новая информация может сменить старую и ранее заученное забудется.
Существую несколько приемов запоминания информации, которые значительно помогут во время подготовки к экзамену. На основе этих примеров вы можете самостоятельно придумать свои варианты запоминания учебного материала, формул, текстов и др.
1.Логическая цепочка.
Если вы относитесь к числу людей, которым легче работать с логикой, чем с воображением, то запоминать, например, цифры, можете так:
Дата рождения Цицерона: 3 января 106 г. до н.э.
Чтобы это запомнить, можно использовать такую логическую цепочку 3+1 (январь – первый месяц)+ 6 (последняя цифра даты)=10 (средние цифры).
На основе такого примера можно строить любые удобные вам логические цепочки.
2. Последовательные ассоциации.
Этот способ удобен для запоминания, например, ряда слов. К каждому слову необходимо привязать следующее за ним в один рассказ.
Например, ряд слов, которые передают правило употребления «ы» после «ц»: концы, сестрицын, цыган, цыпочки, цыпленок, цыц. «Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыпленку говорит и наблюдает, как сестрицыны косицы летают на ветру, как птицы».
3. Фонетические ассоциации.
Это отличный метод для запоминания иностранных слов и цифр. Он основывается на подборе созвучных слов для запоминания.
Английское слово magazine в переводе на русский – «журнал». Нарисуйте себе образ магазина, который архитекторы сделали в виде раскрытого журнала, каждый отдел его выглядит, как страница.
То же и с цифрами. Любую дату можно описать словами, которые начинаются на ту же букву, что и цифра. 2012 – девушка, необычное, обаяние, душа.
Стоит сделать небольшое отступление: в эйдетике можно и нужно фантазировать о нереальном. Сюда часто подключаются детские мечты, сказочные и нелогические возможности и явления. Словом, никаких ограничений. Это только ваша память и только вы знаете, какой ей преподнести образ, чтобы она его надолго оставила в активе.
4. Автобиографические ассоциации.
Тут вы можете использовать все то, что с вами уже случалось раньше. Накладывайте яркие случаи вашей жизни на предмет запоминания.
Например, touch (англ. касаться) наложите на свое воспоминание детского желания притронуться к туче (звучит похоже).
Чем ярче представите, тем сильнее запомнится. Согласитесь, это интересно.
5. Оживление.
Этот метод продолжает тему яркости и образности. Скучные формулы, заковыристые фразы можно представлять яркими примерами из той же темы, раздела, которые включают в себя то, что нужно запомнить.
Например, годы правления Сталина 1924 – 1953 можно запомнить, оживив их такими данными. Сталин был довольно жестоким правителем, он «хлестал» многих и разве что не четвертовал (хлыст похож на двойку в дате, четвертовал – на слово четыре).
Оживляем образ жесткого правителя с хлыстом и желанием всех несогласных четвертовать. Теперь добавляем историю о том, что спокойствие воцарилось опять (цифра 5), после столь тревожных (три – тревожные) лет.
6. Правильное чтение.
Для того чтобы прочесть параграф и эффективно запомнить его, существует метод ОЧОГ – ориентировка, чтение, обзор, главное.
На практике это выглядит так. Сначала необходимо «пробежаться» глазами по параграфу, пункту, то есть провести ориентацию. Это занимает пару минут. После этого – чтение, более глубокое, с анализом его содержания (обзор). И последний пункт – выделить главную мысль прочитанного.
7. Соощущения.
Когда вам необходимо запомнить какой-то материал (формулу, дату), можно использовать не только память, но и органы чувств. Для начала необходимо попробовать это делать реально, а потом – только в своем воображении.
Дату, слово, формулу можно выцарапать на дощечке, стекле, выложить цветными карандашами и проч.
Прочувствовав материал, вдохнув его запах (все материалы ведь пахнут), вы запомните все гораздо тверже.
И вот когда настал день сдачи экзаменов, в ВУЗ/школу/колледж можно придти чуть раньше и побыть некоторое время среди таких же студентов (абитуриентов, школьников), что бы снизить давление новой обстановки, снять эмоциональное напряжение. Но лучше конечно избегать нервных разговоров на тему предстоящих экзаменов.
Многие задаются вопросом, заходить в аудиторию на экзамен первым или последним? Оптимальный вариант, если вы уверены в том, что хорошо подготовились, идите в первой пятерке. Часто срабатывает преподавательский стереотип – «сильные идут первыми». Не поддавайтесь на стереотипы.
К концу дня экзаменаторы, как правило, утомлены, менее внимательны и не очень хотят слушать долгие рассуждения и ответы. В это время легче отвечать, при существенных пробелах в знаниях. Конечно, это крайний вариант идти отвечать последним, но, как правило, и к концу дня оценки ниже.
Когда же вы сами сдадите экзамен, то почувствуете позитивную энергию, которая может сильно приободрить. Конечно, если во время экзамена вы были сильно взволнованы и встревожены, то вряд ли ощутите это чувство. Поэтому не думайте о плохом, настройте себя на позитивный настрой и тревожные мысли сами покинут вас.
Такими же методами можно быстро написать диплом или сэкономить свое время.