Не все полученные на экзамене оценки являются (или кажутся) справедливыми. Когда такое происходит на ЕГЭ, абитуриенты подают апелляцию и аргументированно пытаются обосновать повышение оценки.
Но не все студенты знают, что подобным образом можно оспорить оценку экзамена или зачета во время учебы в вузе.
Рассмотрим, как студент может бороться с несправедливым результатом экзамена (зачета).
Причины низкой оценки
Как правило, это плохая работа студента во время семестра. В этом случае апелляция вряд ли поможет, поскольку она тоже выявит пробелы в знаниях учащегося. Следует иметь в виду, что на апелляции оценку могут не только повысить, но и понизить.
Но нередко бывает, что заниженная оценка на экзамене связана с предвзятым отношением преподавателя. В этом случае целесообразно подать апелляцию, особенно если студент намерен окончить вуз с красным дипломом.
Еще одной причиной могут быть различные коррупционные схемы. В СМИ можно найти информацию о намеренном занижении экзаменационных баллов, например, с целью экономии стипендиального фонда. Проблема в том, что доказать подобные факты практически невозможно, а администрация вуза в этом случае всегда будет на стороне преподавателя.
Подача апелляции
Это обычная ситуация на ЕГЭ или вступительных экзаменах, но студенты пользуются этим правом очень редко. Часто они сомневаются, можно ли вообще оспорить оценку, полученную на экзамене во время учебы в вузе.
Подать апелляцию имеет право любой студент. Для этого необходимо только его желание, никаких ограничений нет.
Процедура апелляции регулируется законодательно. Еще в 2011 г. Министерством образования было принято решение об обязательном создании во всех вузах апелляционных комитетов, в состав которых должны входить представители студенчества.
В апелляции нужно указать все обстоятельства, которые, по мнению студента, привели к получению заниженной оценки.
Объективными причинами часто бывают:
- ошибка в формулировке вопроса, условия задачи и т.п.;
- нарушение процедуры проведения экзамена;
- нарушение правил выставления оценки: иногда преподаватель снижает оценку за неряшливый внешний вид и т.п.;
- другие причины.
Оценка выставляется только за показанные студентом знания, все остальные факторы не должны учитываться.
Также оценку нельзя исправлять «задним числом». Она должна быть выставлена и доведена до сведения учащегося во время устного экзамена и в определенное правилами вуза время после письменных испытаний.
Если у студента возникают сомнения относительно соблюдения всех правил преподавателям, он может проконсультироваться у юриста.
Процедура
Прежде всего, стоит подойти к преподавателю и спокойно и вежливо попросить его обосновать выставленную оценку. Это поможет оценить шансы на успех апелляции.
Процедура апелляции обычно включает следующие этапы:
- следует написать заявление на имя ректора (в очень крупных вузах, на имя декана факультета);
- предварительное рассмотрение апелляционной комиссией;
- заседание комиссии по апелляции, на котором студент и преподаватель имеют право изложить свою точку зрения;
- по результатам рассмотрения комиссией принимается решение и составляется протокол. Студент должен подписать, что он с ним ознакомлен.
Решение апелляционной комиссии является окончательным, обжаловать его не получится.
К апелляции нужно подготовиться психологически, чтобы не допустить нервного срыва. Не секрет, что существует такое понятие, как преподавательская солидарность, и большинство членов комиссии будут изначально настроены против студента.
Как показывает практика, студенты крайне редко используют право на апелляцию. Частично это связано с незнанием процедуры и законодательных норм. Кроме того, последствия заниженной оценки для студента не столь критичны, как для абитуриента. Поэтому часто учащиеся предпочитают не тратить время и нервы на борьбу с преподавателем. Тем более, что размер стипендии, которую они теряют, часто мизерный. А администрация вуза, как правило, изначально на стороне коллеги-преподавателя.
Где получить информацию
В каждом вузе есть внутренние правила подачи заявления и апелляции результатов зачетов или экзаменов. Ознакомиться с ними можно в деканате.
Если официальные документы, определяющие порядок апелляции, отсутствуют, представители деканата должны дать соответствующие разъяснения.
Следует иметь в виду, что апелляцию можно подать только в день сдачи устного экзамена. Если испытание было письменным, апелляция подается в день объявления результатов, когда студент узнает, какая у него оценка по экзамену. Следует также отличать апелляцию, которая не является повторной сдачей экзамена, и пересдачу. На апелляции оценивается ответ на уже прошедшем экзамене без дополнительных вопросов по всему курсу.
Если экзамен был письменный, перед написанием заявления об апелляции следует попросить у преподавателя работу и внимательно просмотреть сделанные им пометки и замечания. Если преподаватель откажется показать работу, это говорит не в его пользу. Следует обращаться в деканат.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: все вопросы, связанные с апелляцией, выясняются и решаются в деканате. Часто представители деканата пытаются решить проблему мирным путем, не доводя до открытого противостояния студента и преподавателя.
Куда еще можно жаловаться
Результаты апелляции обжаловать невозможно, поскольку решение апелляционной комиссии является окончательным. Но если в учебном заведении сложилось нездоровая обстановка, студент может сообщить об этом в вышестоящие и законодательные органы, чтобы привлечь их внимание к этому факту.
В случае вуза можно позвонить на горячую линию Министерства высшего образования и науки РФ. Техникумы и другие средние учебные заведения подчиняются Министерству просвещения РФ. Телефоны горячей линии можно узнать на сайтах
Если есть подозрение, что в вузе используются коррупционные схемы, можно обратиться на горячую линию антикоррупционных организаций, например, в Комитет по противодействию коррупции (сайт protivkorrupt.ru). Звонок может быть анонимным.
Для проверки законности действий администрации вуза нужно обращаться в прокуратуру.
Пересдача
Еще одним методом исправить нежелательную оценку является пересдача. В этом случае студент не оспаривает справедливость полученной оценки, но хочет ее повысить.
Часто такая ситуация возникает в конце учебы у студентов, которые хотели бы получить красный диплом (так называют диплом с отличием из-за красного цвета его обложки). Чтобы диплом был с отличием, максимальный процент оценок «4» должен быть 25%. Если есть «лишние» тройки и четверки, руководство вуза или факультета, как правило, идет навстречу студенту и разрешает пересдать некоторые предметы (обычно не более 3) в последнюю сессию перед защитой диплома.
Полные правила пересдач для получения красного диплома определяются вузом или факультетом. В любом случае нужно написать заявление на имя декана. Следует иметь в виду, что студенту могут отказать в пересдаче, хотя это бывает крайне редко.