Часто студенты жалуются, что не успевают записывать лекции. Есть много лайфхаков, которые позволяют писать конспекты быстро и эффективно. Рассмотрим некоторые из них.
Зачем нужны конспекты
Большинство студентов конспектирует лекции. Это не только способ запоминания материала. Хорошие преподаватели на лекциях не только сжато дают материал учебника, но и приводят примеры из собственной практики, из новых статей и исследований, комбинируют материалы из разных учебников. Таким образом, лекции становятся уникальными и способствуют более глубокому пониманию предмета. Конспекты можно (и даже нужно) дополнять информацией по изучаемому предмету, полученной из различных источников.
Конспекты, сделанные на занятиях, могут быть полезны для студентов во время сессии. Иногда можно получить зачет «автоматом», показав преподавателю все конспекты. На экзаменах преподаватели часто разрешают пользоваться конспектами при условии, что они написаны самостоятельно.
С конспектами проще готовиться к зачетам и экзаменам, особенно когда структура материала не совпадает с учебником. Если конспекты периодически просматривать, материал запомнится как бы «сам собой». На этом свойстве памяти основан метод интервальных повторений для запоминания сложного материала.
Есть еще одно преимущество ведения конспектов. Информация, воспринимаемая на слух, откладывается в краткосрочной памяти и быстро забывается. Запись от руки переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память. В итоге материал запоминается гораздо лучше.
Перечитывать конспект рекомендуется 3 раза: сразу после лекции, на следующие сутки и перед следующей лекцией. Для понимания и запоминания основных тезисов – это оптимальный вариант.
Конспектировать учебную и научную литературу часто приходится при написании рефератов и курсовых работ, подготовке докладов для семинаров или выступления на конференциях. Умение конспектировать (т.е. выделить главную мысль текста и пересказать ее своими словами) позволяет решить проблему антиплагиата при написании научной статьи.
Рассмотрим несколько способов конспектирования.
Способ 1: из абзаца записываем только главную мысль
Можно делать это не из каждого абзаца, а из двух или трех. Таким образом, вырабатывается навык выделения необходимой информации.
Иногда удобно так же записывать лекции, особенно по гуманитарным дисциплинам.
При конспектировании следует обращать внимание на почерк, особенно если конспект будет проверять преподаватель. Абзацы лучше отделять друг от друга пустыми строками.
Обычно преподаватель говорит быстрее, чем успевают записывать студенты. Поэтому целесообразно использовать общеупотребительные сокращения, не писать то, что студент хорошо знает.
Способ 2: метод индексов
Конспект сопровождается большим количество схем, рисунков, подчеркиваний ключевых слов. Подобные приемы эффективно применял выдающийся советский педагог В.Ф. Шаталов и его последователи, называя их опорными сигналами.
Чтобы сделать конспект более удобным и легким для восприятия, студенты часто используют выделение или подчеркивание цветом. Но здесь важно не переборщить. Если цветов слишком много, восприятие конспекта может стать более трудным. Не рекомендуется использовать более 3-х цветов. Красиво и оригинально оформленные конспекты студенты часто выкладывают в социальных сетях.
Метод индексов можно применять как самодостаточный или как дополнение к обычному конспекту.
Способ 3: метод Корнелла
Этот метод студентов учили применять преподаватели Корнелльского университета (что отражается в названии) еще в 1940 г.
Суть метода заключается в следующем. Вверху листа бумаги записывают тему и дату лекции. Затем оставшуюся часть листа делят на две колонки: левая - более узкая (поля), правая – более широкая (ее называют телом конспекта). Справа записывают основные тезисы лекции, слева – дополнительную информацию (имена, даты, формулы). Таким образом, в правой части получается краткий конспект лекции, а заметки на полях создают ассоциативный ряд понятий, связанных с темой.
В комментариях можно ставить символы, которыми обычно выделяют зону внимания: !, NB, «Важно!».
Через некоторое время нужно просмотреть конспект и записать под ним резюме лекции. Если конспект занимает несколько страниц, рекомендуется написать резюме внизу каждой страницы.
В магазинах канцтоваров можно купить готовые тетради, разлинованные по методу Корнелла.
Сейчас записи по методу Корнелла можно делать не только на бумаге, но и в цифровом виде. Цифровой шаблон удобен тем, что его легко редактировать, в том числе удалять отдельные части или заметку целиком. Есть много приложений для мобильных устройств.
Способ 4: ментальные карты
Ментальная карта (она еще называется ассоциативной или интеллект-картой) отображает причинно-следственные связи материала и естественный ход мысли при его обдумывании. Строится она следующим образом. Записывается главная мысль в центре листа. От центра строится разветвленная древовидная структура. Таким образом, материал становится структурированным и его понимание существенно облегчается.
Ментальные карты хорошо использовать для самостоятельной работы и при составлении шпаргалок. Их можно составлять вручную или с помощью специальных программ для персональных компьютеров и мобильных устройств.
Для лучшего восприятия ментальные карты можно дополнить различными визуальными элементами: использовать цветовые раскраски и различную толщину линий, фотографии, рисунки.
Ментальные карты сейчас очень популярны, в том числе в бизнес-среде. Поэтому навык их составления будет всегда востребован не только во время учебы, но и после ее окончания.
Способ 5: делать аудиозапись
Различные гаджеты, которые есть практически у всех студентов, можно использовать, чтобы записывать лекции на диктофон. Диктофон есть практически в каждом смартфоне, можно установить дополнительную программу в виде приложения.
Лучше параллельно вести конспект и делать аудиозапись. При работе над конспектом можно будет прослушать непонятные моменты несколько раз или уточнить формулировки.
Следует иметь в виду, что с точки зрения законодательства лекция, прочитанная преподавателем, относится к объекту авторского права. Ее нельзя размещать в сети Интернет или распространять другим образом, особенно в коммерческих целях, без разрешения лектора. Лучше получить разрешение в письменном виде.
Также следует ознакомиться с внутренними правилами вуза. Они могут содержать запрет на любые формы аудио- и видеозаписей, сделанных студентами во время занятий.
Итак, изучаемый на лекциях и практических занятиях материал лучше конспектировать, даже если студент ведет аудио- или видеозапись лекции. Многие преподаватели при наличии хороших конспектов дают приятные «бонусы»: разрешают пользоваться записями или даже ставят «автомат». Конспекты опытных преподавателей студенты часто хранят годами даже после окончания вуза. Но при условии, что конспект написан грамотно и разборчивым почерком.