Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Финансовая грамотность – будет ли новый школьный предмет и как его преподавать

Финансовая грамотность – будет ли новый школьный предмет и как его преподавать

Финансовая грамотность – будет ли новый школьный предмет и как его преподавать

В сентябре 2022 г. школьники России, согласно новому ФГОС, должны начать изучение нового предмета, который называется «Финансовая грамотность». Все (финансисты, преподаватели, родители) согласны, что финансовую грамотность населения нужно повышать. Однако не все согласны, что нужно это делать, именно вводя новый предмет.

Рассмотрим аргументы «За» и «Против».

Зачем нужна финансовая грамотность

Современные школьники самостоятельно делают покупки, не всегда дешевые, пользуются пластиковыми картами банков и их мобильными приложениями. Но необходимость обучения детей финансовой грамотности диктуется не только этим.

У родителей школьников часто много финансовых проблем. Одна из них - высокая закредитованность российского населения. Взрослое поколение выросло в условиях, когда о финансовой грамотности практически не говорили. Поэтому у населения РФ не сформирована финансовая культура.

Согласно данным Центробанка, в 2020 г. задолженность банкам обычных семей составляла более 17 триллионов рублей. Это цифра сравнима с бюджетными доходами страны, которые в базовом варианте бюджета на 2021 – 2023 гг. немного приблизительно равны 19 триллионам рублей.

Подобное положение нужно исправлять хотя бы в последующих поколениях.

Что входит в понятие «финансовая грамотность»

Многие люди полагают, что в понятие финансовой грамотности входит прежде всего грамотное обращение с личными финансами. Но на самом деле оно является гораздо более широким.

Финансово грамотный человек должен знать особенности налогообложения в стране, вопросы, касающиеся финансовой безопасности. Экономика становится все более цифровой. Это приводит к необходимости изучения цифровых сервисов, связанных с финансами.

Грамотное обращение с финансами включает также знание мер финансовой поддержки, которую может получить от государства человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Не только школьники, но и работающие молодые люди в России редко задумываются о пенсии. Как правило, они легко соглашаются получать зарплату (полностью или частично) в конверте, не понимая, что это может повлечь за собой нищету в старости.

Формирование навыков обращения с финансами включает также умение обращаться с накоплениями, решать финансовые проблемы не только с помощью кредитов, а используя банковские вклады и инвестиционные инструменты.

Важная составляющая финансовой грамотности - умение оценивать финансовые риски. Так, обращаясь в банк за кредитом, следует учесть массу факторов, например, оценить переплату по кредиту, посчитать, сколько лет нужно будет платить за квартиру, взятую в ипотеку. Менее трети россиян имеют так называемую подушку финансовой безопасности, т.е. денежный запас на 3-6 месяцев для непредвиденных ситуаций (болезнь, потеря работы и т.п.).

В школьном возрасте нужно научить ребенка осознанному принятию решений в конкретных жизненных ситуациях. В частности, избегать эмоциональных покупок и не тратить на них денег больше, чем можно себе позволить.

Также нужно уметь анализировать доходы и расходы, применять финансовый вычет (и знать, что это такое).

Нужен ли в школе еще один предмет?

Министерство просвещения не планирует для изучения финансовой грамотности вводить новый предмет, т.е. отдельных уроков финансовой грамотности не будет. Модули финансовой грамотности планируется вводить в уже существующие предметы школьной программы: математику, географию, обществознание, окружающий мир. Этот подход апробируется в российских школах, начиная с 2016 г.

Острой проблемой может стать нехватка учителей. Поэтому для школьных учителей организованы курсы повышения квалификации, разработаны методические пособия. Учебные пособия по финансовой грамотности планируется издавать не только для школьников, но и для их родителей.

Чтобы уроки финансовой грамотности были не только полезными, но и интересными, планируется использовать различные цифровые ресурсы. Так, уже снят ряд мультипликационных фильмов в стиле популярных «Смешариков». Широко будет использоваться игровое обучение. Любая деятельность невозможна без практики и ошибок. Но лучше первые финансовые ошибки делать в виртуальном мире.

Федеральные методические центры, которые будут контролировать обучение школьников финансовой грамотности, – ВШЭ и РАНХиГС.

Какие ресурсы использовать

Предполагается использовать все ресурсы, доступные и интересные для молодежи и подростков, включая социальные сети: YouTube, TikTok, каналы в Телеграм.

Уже сейчас много интересной и полезной информации можно найти на портале Моифинансы.рф.

Аргументы «Против»

Хотя необходимость обучения школьников основам финансов признают практически все, есть аргументы и против введения уроков финансовой грамотности для школьников в том виде, который предлагает Министерство просвещения. Так, научный руководитель Института проблем образовательной политики А. Адамский предостерегает, что при обязательном обучении, не построенном на мотивации детей, у школьников будет происходить отторжение нового предмета.

Сейчас образование становится все более открытым. За передачу знаний школьникам с учителем конкурируют (не всегда безуспешно) Интернет, социальные сети, СМИ. Как считает А. Адамский, финансовую грамотность успешно формировать должны не только (и не столько) учителя, а проекты, в которых дети видят реальную деятельность. Например, это может быть моделирование финансовых операций в банке.

Для успешного освоения нового предмета нужны современные методы обучения, основанные на виртуальном погружении в практику. Вряд ли их смогут применять наспех переученные учителя по другим предметам. Тем более, что проблема загруженности школьных преподавателей, включая заполнение массы бумаг, в том числе, в электронном виде, не решена, несмотря на прямые указания руководства страны. И прорыва в этом направлении пока не предвидится.

Подведем итоги

Таким образом, понятие финансовой грамотности является емким и многосторонним. Часто получить «прибавку» к зарплате, можно просто тщательно проанализировав свои доходы и расходы, продав ненужные вещи, вовремя обратившись за пособием или финансовым вычетом.

Нужно уметь грамотно выстраивать стратегию улучшения финансовой ситуации. Возможно, не стоит брать еще один кредит для погашения уже имеющихся долгов, а прибегнуть к процедуре реструктуризации долгов или банкротству.

Всему этому нужно учить еще в школе. Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых образовательных стандартах. Причем Министерство просвещения пока не собирается добавлять новый предмет и предлагает внедрять элементы финансового образования в уже существующие школьные дисциплины.

Но следует понимать, что подобные изменения могут привести к увеличению нагрузки педагогов, которая и так непомерно велика. А без их активного участия и повышения собственной финансовой грамотности преподавание нового предмета сведется к увеличению отчетности «для галочки».

 

Севостьянов Иван
Севостьянов Иван
Директор
Автор статьи:

Учитель физики и информатики

Степень MBA (мастер делового администрирования)

Мастер спорта по плаванию

Опыт работы в сфере образования с 2001 года.

Есть благодарности от вузов МГИУ, ММА, ВИТТЕ

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Росдистант

Серпуховский городской открытый колледж

АНО ДПО "Воронежский Институт Профессионального Образования и Повышения Квалификации"

Академия кадрового резерва


Поля, отмеченные «*», обязательны для заполнения»

Оставьте номер телефона, и мы свяжемся с вами в течение 15 минут

Как это работает:
- Вы оставляете заявку на сайте
- Менеджер связывается с вами для уточнения деталей
- Мы готовим все документы
- Вы учитесь

logo logo logo logo logo logo
Поля, отмеченные «*», обязательны к заполнению
top