Этот сложный 25-й: как написать сочинение ЕГЭ по русскому на 24 балла

Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0

Не нашли подходящей специальности? Нужна дополнительная консультация? Свяжитесь с нами через мессенджеры.

Отправляя форму Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Главная » Полезные статьи » Этот сложный 25-й: как написать сочинение ЕГЭ по русскому на 24 балла
27.03.2017
479

Этот сложный 25-й: как написать сочинение ЕГЭ по русскому на 24 балла

ЕГЭ по русскому сдавать через три-четыре месяца. С тестовой частью все в порядке, а вот сложный 25 вопрос – сочинение – никак не дается. Можно ли научиться писать эссе в формате, предложенном составителями экзамена по русскому языку, за короткий срок? Можно. Даже если человек не научился делать это в старших классах, наверстать упущенное по силам каждому 11-класснику.

Как видит сочинение эксперт

Задание 25 относится к повышенному уровню сложности. Да, написать сочинение непросто. Но зато и получить можно больше всего баллов – 24. И что самое выгодное для выпускника: для проверяющих важно не то, насколько интересно написано сочинение, а то, насколько правильно оно написано, то есть соответствует ли критериям оценивания. Критерия «интересное сочинение» или «сочинение нравится» нет.

Учителя, репетиторы и составители КИМов (контрольно-измерительных материалов, то есть собственно вопросов) настойчиво рекомендуют последовательно работать с каждой формулировкой в 25 задании. Дело в том, что эксперты, проверяя сочинение, одновременно вносят результаты в бланки ответов, а значит, ждут, что эссе будет написано в той же последовательности, в какой расположены критерии проверки в их протоколе.

Поэтому первое, что необходимо сделать при подготовке к написанию эссе – внимательно изучить критерии. Так выпускник будет точно знать, чего от него ожидают. А ожидают следующего:

выпускник умеет анализировать содержание текста и видеть проблематику (критерий К1); комментирует выделенную проблему с опорой на текст и верно определяет позицию автора (критерии К2 и К3); внятно выражает собственную позицию по проблеме и приводит нужные аргументы в качестве ее доказательства (К4); логично выражает свои мысли (К5); показывает умение пользоваться богатствами родного языка, то есть пишет свободно, на правильном литературном языке, использует разнообразные грамматические формы (К6); обладает практической грамотностью, то есть не допускает орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических ошибок (К7-К10); выражает мысли корректно, не нарушая этические нормы, и не допускает фактических ошибок (К11-К12).

Структура развернутого ответа на задание 25 привычна для любого школьника: вступление, основная часть, заключение. Но этот костяк нужно привязать к критериям ЕГЭ. Как это сделать:

во вступлении указать тему (о чем пишет автор) и сформулировать проблему (К1); в основной части проделать основную работу: прокомментировать проблему, четко указать позицию автора, обозначить свое отношение к этой позиции, привести два литературных аргумента (К2, К3, К4); в заключении подвести итог своему рассуждению.

Выпускное сочинение эксперт ЕГЭ проверяет в виде ксерокопии. Так что написать работу нужно действительно разборчиво, ведь рекомендации для проверяющих допускают выставление нуля баллов за нечитабельный текст.

Как это сделано: работаем с публицистическим текстом

С чего начать работу с текстом? С внимательного чтения. Психолингвисты уверяют: повторное чтение эффективнее, чем прочтение текста два раза подряд. Это значит, что на экзамене, получив тестовый бланк, нужно первым делом прочитать текст, по которому будет писаться сочинение, затем прорешать тестовую часть, а в 19 задании снова вернуться к тексту. Это и будет максимально эффективное повторное чтение.

Главный критерий сочинения – К1, то есть формулировка проблемы. Если она не сформулирована или сформулирована неверно, сочинение сразу же теряет 8 баллов (в этом случае критерии К1-К4 оцениваются нулем баллов).

Как выделять проблему? Все зависит от сложности текста. С публицистикой работать легче. Автор такого текста выражает свою позицию прямо и четко, обычно в конце приведенного для анализа фрагмента. Нужно найти это предложение (позицию автора) и переформулировать его в проблемный вопрос. Удобнее и безопаснее всего ставить проблему именно в виде вопроса. Четко ответив на него, выпускник избежит опасности – отклонения от «своей» проблемы.

Возможен другой вариант: сразу же выделить проблему, а затем комментировать ее. Чтобы убедиться в том, что проблема сформулирована верно, нужно найти авторскую позицию и посмотреть, является ли она ответом на поставленный вопрос.

Важно: иногда только кажется, что проблему найти легко. Нужно помнить, что слова «война» или «природа» (например) вовсе не означают, что проблема связана с ними. Нужно четко прослеживать единство: проблема в виде вопроса – ответ на этот вопрос в позиции автора.

Работаем с художественным текстом

Сложнее с художественным текстом, в котором автор четко не выражает свою позицию, а то и вовсе предлагает читателю выбрать точку зрения из нескольких мнений, высказанных героями. Что делать в этом случае? Во-первых, помнить, что неявная авторская позиция выражается через художественные детали, портретное описание или речь героя. Во-вторых, помнить, что позиция автора и рассказчика могут не совпадать. В-третьих, использовать прием практической работы с текстом.

Третий момент – самый важный с учетом того, что именно он поможет дать грамотный и верный комментарий. С 2017 года за этот критерий (К2) можно получить не 2, а 3 балла. И сделать это довольно просто:

разделить текст на абзацы – микротемы; из каждого абзаца сделать «выжимку», то есть в одном тезисе сформулировать главную мысль этой микротемы; определить тип речи в каждой микротеме (описание, повествование, рассуждение).

В результате получится тезисный план текста, в котором отразится позиция автора. Поняв, о чем текст и что автор хотел сказать читателю, нужно сформулировать эту мысль в виде тезиса (получится авторская позиция), а затем переформулировать в виде вопроса (получится формулировка проблемы). Кроме того, оставшиеся пункты плана – это готовый комментарий –полноценный, с опорой на авторский текст, то есть именно такой, за который эксперты дадут максимум баллов.

Стиль микротем определяется для того, чтобы правильно комментировать текст. Чтобы получился именно комментарий, а не пересказ, нужно употреблять слово «автор», «писатель», «публицист» (и имя автора, разумеется) и глагольные конструкции:

«рассказывает», «приводит эпизод их жизни героя, «хочет подчеркнуть то», «акцентирует внимание на том» и др. (повествование); «размышляет над», «обращает внимание читателя на», «подчеркивает то», «делится размышлениями о том» и др. (рассуждение); «описывает» (описание).

Остается включить в комментарий две цитаты, подтверждающие высказанную мысль, и комментарий готов. Важно: цитировать лучше всего прямо, то есть использовать прямую речь, переписывая предложение дословно и в кавычках. Это позволит избежать ошибок и сделает комментарий полновесным.

Подбираем аргументы и пишем сочинение

Литературные аргументы придают эссе больший вес. Это признают все эксперты ЕГЭ. Но допустим и один аргумент из жизненного опыта, только это должен быть серьезный, «взрослый» аргумент: статистические данные, положения официальных документов, реальные факты, мнение известного человека или очевидца, цитата из авторитетного источника.

Вообще, именно аргументы должны быть толчок формулировке проблемы. Дело в том, что тексты на ЕГЭ многопроблемные, можно легко выделить как минимум 2-3 проблемы. Сделав это, подумать: а какие аргументы и к какой проблеме я могу привести? Что я могу сказать по проблеме, к какому выводу прийти?

Важно, чтобы аргументы подтверждали позицию автора, а не просто совпадали по содержанию. Если не набирается аргументация к одной проблеме, нужно взять другую и сопоставить с авторской позицией.

Резюмируем. Работа над заданием 25 состоит из следующих шагов:

внимательно прочитать текст и формулировку задания к нему (эта формулировка – прямое руководство к действию и план будущего эссе); проанализировать текст с карандашом в руках, составить тезисный план-выжимку; найти позицию автора и на ее основе сформулировать проблему; подобрать аргументы; написать эссе.

Не обязательно начинать писать со вступления. Начать можно с комментария, а потом, обозначив авторскую позицию и приведя аргументы, вернуться к началу. Не забывайте про вывод: он должен быть обязательно. Причем в выводе важно вернуться к проблемному вопросу еще раз, ответив на него своими словами.

И.П Цыбулько, руководитель группы разработчиков КИМ ЕГЭ, прямо говорит: нужно жестко, четко выполнять условия задания 25. В этом случае есть все шансы получить за сочинение 24 балла – заветный максимум.

Поступление без ЕГЭ
Требования:
Аттестат об окончании 11 класса
Поступить
Поступление на базе СПО без ЕГЭ
Требования:
Диплом об окончании: колледжа, техникума или училища
Поступить
Поступление на базе ВО без ЕГЭ
Требования:
Диплом об окончании Высшего учебного заведения
Поступить
Прием по иностранному диплому
Требования:
Диплом об окончании иностранного учебного заведения
Поступить
Подпишитесь на рассылку!
Получайте свежие новости одними из первых
*нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности
Нужна консультация
по подбору образования?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Записаться на консультацию
Добавить комментарий
Этот сложный 25-й: как написать сочинение ЕГЭ по русскому на 24 балла

Часто задаваемые вопросы

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение — это образовательный формат, предполагающий изучение учебных программ без посещения учебного заведения. Дистанционное обучение осуществляется путем передачи информации от педагога к студенту посредством специальных приложений: систем дистанционного обучения (СДО), программы обмена сообщениями, вебинаров, видеолекций, электронных учебников и т. д.

Как проходит процесс обучения дистанционно?

Как правило, вне зависимости от уровня образования и выбранного учебного заведения процесс дистанционного обучения строится одинаково. Студенту после зачисления предоставляется доступ в личный кабинет образовательной платформы, где он получает весь учебный материал для изучения. Информация разбита на блоки и темы и каждый семестр обновляется в личном кабинете обучающегося. Материал размещается в формате электронных учебников, видеолекций, методических пособий, онлайн-вебинаров, записей вебинаров и доступен 24/7. Студент, изучив весь материал, проходит аттестацию (сдает контрольные работы, тесты, курсовые, проекты и т. д.) и видит все свои оценки в электронной зачетной книжке. О любых новостях и изменениях ему приходят извещения в новостной ленте портала либо оповещение от куратора.

Какое образование можно получить дистанционно?

На сегодняшний день практически любой уровень образования можно получить дистанционно, пандемия внесла свои коррективы. Наш центр предлагает получить дистанционное обучение в колледжах (программы среднего профессионального образования), вузах (программы высшего профессионального образования), на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации (программы дополнительного профессионального образования).

Нужно ли посещать учебное заведение при дистанционном обучении?

Нет, не нужно. Это его главное преимущество. Вы можете находиться где угодно и при этом иметь возможность развиваться и получать новые знания. Для обучения достаточно любого гаджета со стабильным выходом в интернет.

Где можно учиться дистанционно?

На нашем сайте вы найдете список учебных заведений, реализующих дистанционный формат обучения. Вы выбираете — мы помогаем поступить. Консультируем, подбираем образовательные программы, помогаем с документами, сопровождаем в течение всего периода обучения.

Какой диплом выдается при дистанционном обучении?

По окончании обучения вам выдается диплом государственного образца соответствующего уровня и квалификации. Несмотря на то что обучались вы дистанционно, программа, которую вы изучали, соответствует всем действующим федеральным государственным образовательным стандартам, которые разрабатывает для учебных заведений Министерство образования Российской Федерации. В дипломе не указывается информация о дистанционном обучении.

Сколько стоит дистанционное обучение?

Стоимость дистанционного обучения вас может приятно удивить, ведь оно гораздо доступнее классических форматов. И это еще один повод для размышления при выборе формы обучения. Стоимость обучения в колледже варьируется от 18 000 до 55 000 рублей за семестр, в вузе — от 20 000 до 45 000. Оплата производится по реквизитам учебного заведения в любом отделении банка. Или можно воспользоваться онлайн-платежом, что тоже очень удобно.

Оставить заявку на консультацию
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Поля, отмеченные «*», обязательны для заполнения»

Наш эксперт приемной комиссии свяжется с вами в течение 15 минут после отправки заявки на поступление

Как вы гарантированно поступите:
1. Вы оставляете заявку
2. Эксперт подберет учебное заведение/специальность
3. Мы согласовываем все параметры поступления
4. Вы приступаете к обучению в ближайшее время

Заполните форму ниже или свяжитесь с нами любым удобным способом
Поля, отмеченные «*», обязательны к заполнению
top