ЕГЭ по русскому сдавать через три-четыре месяца. С тестовой частью все в порядке, а вот сложный 25 вопрос – сочинение – никак не дается. Можно ли научиться писать эссе в формате, предложенном составителями экзамена по русскому языку, за короткий срок? Можно. Даже если человек не научился делать это в старших классах, наверстать упущенное по силам каждому 11-класснику.
Как видит сочинение эксперт
Задание 25 относится к повышенному уровню сложности. Да, написать сочинение непросто. Но зато и получить можно больше всего баллов – 24. И что самое выгодное для выпускника: для проверяющих важно не то, насколько интересно написано сочинение, а то, насколько правильно оно написано, то есть соответствует ли критериям оценивания. Критерия «интересное сочинение» или «сочинение нравится» нет.
Учителя, репетиторы и составители КИМов (контрольно-измерительных материалов, то есть собственно вопросов) настойчиво рекомендуют последовательно работать с каждой формулировкой в 25 задании. Дело в том, что эксперты, проверяя сочинение, одновременно вносят результаты в бланки ответов, а значит, ждут, что эссе будет написано в той же последовательности, в какой расположены критерии проверки в их протоколе.
Поэтому первое, что необходимо сделать при подготовке к написанию эссе – внимательно изучить критерии. Так выпускник будет точно знать, чего от него ожидают. А ожидают следующего:
выпускник умеет анализировать содержание текста и видеть проблематику (критерий К1); комментирует выделенную проблему с опорой на текст и верно определяет позицию автора (критерии К2 и К3); внятно выражает собственную позицию по проблеме и приводит нужные аргументы в качестве ее доказательства (К4); логично выражает свои мысли (К5); показывает умение пользоваться богатствами родного языка, то есть пишет свободно, на правильном литературном языке, использует разнообразные грамматические формы (К6); обладает практической грамотностью, то есть не допускает орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических ошибок (К7-К10); выражает мысли корректно, не нарушая этические нормы, и не допускает фактических ошибок (К11-К12).
Структура развернутого ответа на задание 25 привычна для любого школьника: вступление, основная часть, заключение. Но этот костяк нужно привязать к критериям ЕГЭ. Как это сделать:
во вступлении указать тему (о чем пишет автор) и сформулировать проблему (К1); в основной части проделать основную работу: прокомментировать проблему, четко указать позицию автора, обозначить свое отношение к этой позиции, привести два литературных аргумента (К2, К3, К4); в заключении подвести итог своему рассуждению.
Выпускное сочинение эксперт ЕГЭ проверяет в виде ксерокопии. Так что написать работу нужно действительно разборчиво, ведь рекомендации для проверяющих допускают выставление нуля баллов за нечитабельный текст.
Как это сделано: работаем с публицистическим текстом
С чего начать работу с текстом? С внимательного чтения. Психолингвисты уверяют: повторное чтение эффективнее, чем прочтение текста два раза подряд. Это значит, что на экзамене, получив тестовый бланк, нужно первым делом прочитать текст, по которому будет писаться сочинение, затем прорешать тестовую часть, а в 19 задании снова вернуться к тексту. Это и будет максимально эффективное повторное чтение.
Главный критерий сочинения – К1, то есть формулировка проблемы. Если она не сформулирована или сформулирована неверно, сочинение сразу же теряет 8 баллов (в этом случае критерии К1-К4 оцениваются нулем баллов).
Как выделять проблему? Все зависит от сложности текста. С публицистикой работать легче. Автор такого текста выражает свою позицию прямо и четко, обычно в конце приведенного для анализа фрагмента. Нужно найти это предложение (позицию автора) и переформулировать его в проблемный вопрос. Удобнее и безопаснее всего ставить проблему именно в виде вопроса. Четко ответив на него, выпускник избежит опасности – отклонения от «своей» проблемы.
Возможен другой вариант: сразу же выделить проблему, а затем комментировать ее. Чтобы убедиться в том, что проблема сформулирована верно, нужно найти авторскую позицию и посмотреть, является ли она ответом на поставленный вопрос.
Важно: иногда только кажется, что проблему найти легко. Нужно помнить, что слова «война» или «природа» (например) вовсе не означают, что проблема связана с ними. Нужно четко прослеживать единство: проблема в виде вопроса – ответ на этот вопрос в позиции автора.
Работаем с художественным текстом
Сложнее с художественным текстом, в котором автор четко не выражает свою позицию, а то и вовсе предлагает читателю выбрать точку зрения из нескольких мнений, высказанных героями. Что делать в этом случае? Во-первых, помнить, что неявная авторская позиция выражается через художественные детали, портретное описание или речь героя. Во-вторых, помнить, что позиция автора и рассказчика могут не совпадать. В-третьих, использовать прием практической работы с текстом.
Третий момент – самый важный с учетом того, что именно он поможет дать грамотный и верный комментарий. С 2017 года за этот критерий (К2) можно получить не 2, а 3 балла. И сделать это довольно просто:
разделить текст на абзацы – микротемы; из каждого абзаца сделать «выжимку», то есть в одном тезисе сформулировать главную мысль этой микротемы; определить тип речи в каждой микротеме (описание, повествование, рассуждение).
В результате получится тезисный план текста, в котором отразится позиция автора. Поняв, о чем текст и что автор хотел сказать читателю, нужно сформулировать эту мысль в виде тезиса (получится авторская позиция), а затем переформулировать в виде вопроса (получится формулировка проблемы). Кроме того, оставшиеся пункты плана – это готовый комментарий –полноценный, с опорой на авторский текст, то есть именно такой, за который эксперты дадут максимум баллов.
Стиль микротем определяется для того, чтобы правильно комментировать текст. Чтобы получился именно комментарий, а не пересказ, нужно употреблять слово «автор», «писатель», «публицист» (и имя автора, разумеется) и глагольные конструкции:
«рассказывает», «приводит эпизод их жизни героя, «хочет подчеркнуть то», «акцентирует внимание на том» и др. (повествование); «размышляет над», «обращает внимание читателя на», «подчеркивает то», «делится размышлениями о том» и др. (рассуждение); «описывает» (описание).
Остается включить в комментарий две цитаты, подтверждающие высказанную мысль, и комментарий готов. Важно: цитировать лучше всего прямо, то есть использовать прямую речь, переписывая предложение дословно и в кавычках. Это позволит избежать ошибок и сделает комментарий полновесным.
Подбираем аргументы и пишем сочинение
Литературные аргументы придают эссе больший вес. Это признают все эксперты ЕГЭ. Но допустим и один аргумент из жизненного опыта, только это должен быть серьезный, «взрослый» аргумент: статистические данные, положения официальных документов, реальные факты, мнение известного человека или очевидца, цитата из авторитетного источника.
Вообще, именно аргументы должны быть толчок формулировке проблемы. Дело в том, что тексты на ЕГЭ многопроблемные, можно легко выделить как минимум 2-3 проблемы. Сделав это, подумать: а какие аргументы и к какой проблеме я могу привести? Что я могу сказать по проблеме, к какому выводу прийти?
Важно, чтобы аргументы подтверждали позицию автора, а не просто совпадали по содержанию. Если не набирается аргументация к одной проблеме, нужно взять другую и сопоставить с авторской позицией.
Резюмируем. Работа над заданием 25 состоит из следующих шагов:
внимательно прочитать текст и формулировку задания к нему (эта формулировка – прямое руководство к действию и план будущего эссе); проанализировать текст с карандашом в руках, составить тезисный план-выжимку; найти позицию автора и на ее основе сформулировать проблему; подобрать аргументы; написать эссе.
Не обязательно начинать писать со вступления. Начать можно с комментария, а потом, обозначив авторскую позицию и приведя аргументы, вернуться к началу. Не забывайте про вывод: он должен быть обязательно. Причем в выводе важно вернуться к проблемному вопросу еще раз, ответив на него своими словами.
И.П Цыбулько, руководитель группы разработчиков КИМ ЕГЭ, прямо говорит: нужно жестко, четко выполнять условия задания 25. В этом случае есть все шансы получить за сочинение 24 балла – заветный максимум.