Последние 20 лет в вузах России активно развиваются технологии электронного обучения – так называется метод, при котором студенты имеют возможность получить учебные материалы через интернет, изучить их, сдать преподавателю на проверку в виде тестов или письменных работ. После прослушанного курса и успешно сданных экзаменов студенты получают диплом.
Что это такое – электронный формат обучения
Система электронного обучения развивалось постепенно. Вначале это были учебные курсы, которые присылали всем желающим свои материалы на DVD-дисках, затем, с развитием технологий появились онлайн семинары с участием преподавателей. Семинары просматривались студентами в домашних условиях и создавалось впечатление, что они побывали на живой лекции – по сути то, что делают ежедневно студенты очной формы.
После внедрения в широкую практику вузов всплыли некоторые проблемы, например, отсутствовал контроль знаний, а ведь студенты должны подтвердить свою профессиональную пригодность перед получением диплома. Айтишники взялись за работу и вскоре появились программы и тренажеры, которые осуществляют контроль за успеваемостью слушателей и студентов. С их помощью можно потренироваться сдавать зачеты и экзамены.
Кому подходит электронное обучение, где применяется
На данный момент электронное обучение практикуют:
- несколько ведущих вузов России;
- внедряют общеобразовательные школы;
- применяют колледжи;
- курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Большое значение имеет удаленный метод для людей, которые физически не способны посещать учебные заведения. Используя технологии электронного обучения, можно получить знания и диплом, не выходя из дома.
Компании, практикующие обучение сотрудников, получили возможность делать это без отрыва от производства. Тем более, что стоимость услуг бизнес тренеров уменьшилась, появился шанс экономить финансовые ресурсы. Еще два десятка лет назад, чтобы посетить какое-либо учебное мероприятие, нужно было оставить рабочее место и уехать на сессию, курсы или тренинг.
Цель дистанционных технологий в обучении
Цель электронного обучения можно сформулировать несколькими пунктами:
- Привлечь большее число людей к образовательным программам.
- Дать возможность непрерывно совершенствовать свои навыки.
- Сэкономить время на поездках.
- Доводить новую информацию работникам любой профессиональной сферы.
- Дать возможность всем желающим обучаться новым навыкам, менять профессию в случае необходимости.
Если рассматривать школьное направление, то сторонниками электронного образования являются те родители и дети, которые считают нужным больше успевать, а не тратить время на просиживание уроков. Школьные программы рассчитаны на средне успевающего учащегося, остальные либо совсем не интересуются учебой, либо могут сделать гораздо больше, используя дистанционные технологии и свободное время. Благодаря знаниям, которые дети получают через компьютер, ноутбук, смартфон, они не только лучше усваивают школьную программу, но и узнают предметы глубже.
Как происходит дистанционное обучение
Электронное обучение через дистанционные технологии происходит по следующим принципам:
- Учебные материалы приходят на почту в электронном виде. Процесс контролирует рабочая программа, по которой осуществляется контроль студентов. Например, по модульной системе студент не получает доступа к новой информации, пока не сдан тест по пройденному материалу. Это облегчает подготовку к экзаменам.
- Доступ к материалам можно получить в любом месте, где есть работающий интернет – дома, на работе, в кафе на улице.
- В рабочее время или специально установленные дни можно получить консультацию преподавателя по отдельным дисциплинам вуза.
- Учебную и дополнительную литературу студенты получают на электронном ресурсе, который называется «виртуальная библиотека».
- В социальных сетях и мессенджерах создаются учебные сообщества и группы, в пределах которых можно общаться, обсуждать домашние задания, делиться практическими советами.
Поступая на дистанционное электронное обучение, студент не оказывается один на один с проблемами. Он всегда может попросить помощи у педагогов или сокурсников.
Технологии подачи и проверки знаний
Существуют отдельно разработанные программы и методы передачи знаний, с которыми работают студенты дистанционного вуза. То, что очники получают на лекциях и обычных библиотеках, дистанционщики осваивают через виртуальные ресурсы – книги, видеозаписи лекций, видео экскурсии, обучающие ролики. Людям с индивидуальными особенностями восприятия созданы особые условия – прослушивание материала или прочтение его в другом режиме (для слабовидящих).
В некоторых случаях преподаватель проводит открытый семинар с живым общением, отвечает на вопросы, общается со студентами в чате.
Проверка знаний происходит с использованием:
- Тестов в реальном времени. Это программа, которая выдает на экран вопросы – студент отвечает голосом или выбирает подходящий ответ.
- Диалоговые тренажеры по принципу работы схожи с тестами, но более сложные в разработке, поэтому редко используются.
- Студент может сдавать некоторые работы в письменном печатном виде.
Дополнительные знания можно получить в роликах YouTube, Telegram, других ресурсах. Это абсолютно бесплатно, и многие студенты этим пользуются, чтобы разобраться в предмете.
Применение электронного обучения невозможно без обратной связи. Она необходима при учебе в вузе, колледже, курсах профессиональной переподготовки для подтверждения профессионального уровня. Остальные программы рассчитаны на тех людей, кто сознательно заплатил деньги, чтобы получить новые знания. Такими, например, являются бизнес-программы или курсы. Они проходят в режиме общения тренер – слушатель, где первый отвечает на вопросы, предлагает решить какую-либо проблему, повышающую общий профессиональный уровень.
Применение на практике полученных знаний – дело самого человека. Он может получить сертификат или справку о том, что прослушал данный курс, при этом компания, предоставившая электронные услуги по обучению, не несет ответственности за качество знаний студента.
Преимущества и недостатки
Преимуществ у электронного обучения очень много:
- Свобода во времени – можно заниматься в любом месте днем и ночью, уделять больше времени непонятным темам.
- Студент получает те же возможности, что при очном образовании.
- Можно поступить в любой вуз и получить самое качественное образование.
- Есть четкие критерии оценивания, на которые не влияет личное взаимоотношение студента и преподавателя.
- Затраты на диплом гораздо меньше – студент может работать, получать зарплату, откладывать на образование определенную сумму, при этом не платить за билеты или проживание в другом городе.
Из недостатков: дистанционные технологии недоступны для тех профессий, в рамках которых нужна очная практика. Основа электронного обучения – личная мотивация студента или слушателя.
Какое образование можно получить удаленно
С помощью электронных технологий можно получить любое образование – школьное, среднее специальное, высшее, второе высшее, окончить магистратуру или аспирантуру.