Массовый переход на дистанционное обучение (так называемый дистант), обусловленный пандемией, выявил множество проблем и показал неготовность в целом современной образовательной системы к такому формату обучения.
Одна из многих проблем дистанта - организация общения учащихся с преподавателем.
Особенности дистанционного обучения
Дистанционным обычно называют образование, при котором учитель и ученик во время учебного процесса находятся на большом расстоянии друг от друга. Появилось оно достаточно давно.
Так, в Советском Союзе массовым было заочное обучение в вузах и техникумах, когда учащиеся высылали контрольные работы и получали их обратно с комментариями преподавателя. Непосредственный контакт преподавателя со студентом происходил только во время так называемых установочных (очных) сессий.
После внедрения компьютеров удаленное обучение получило толчок к развитию. Электронная почта, сотовая связь, мессенджеры, социальные сети – все это создает основу для качественного дистанционного обучения как студентов, так и школьников.
Сейчас многие краткосрочные курсы, например, по повышению квалификации предлагают дистанционный формат, не предусматривающий общения с преподавателем. Учебный материал осваивается учащимися самостоятельно по электронному учебнику, а экзамены и зачеты сдаются в процессе прохождения электронных тестов.
Понятно, что для массового обучения в школах и вузах такая методика электронного дистанционного образования неприемлема. Обучение должно быть интерактивным, с обратной связью от ученика. Его цели и программы совпадают с целями и программами очного образования, меняется только форма подачи материала.
Разновидности дистанта
Преподаватели, работающие в условиях дистанционного обучения, выделяют два его вида, которые можно рассматривать как онлайн и оффлайн обучение.
Оффлайн-обучение напоминает заочное, но с применением современных информационных технологий.
Например, учителя средней школы ведут кружки, выдавая ученикам материалы на электронных носителях. Для взаимодействия с обучаемыми используется форум и электронная почта.
Преимущества такого формата: и учитель, и ученик могут самостоятельно выбрать удобное время для занятий. Однако при недостатке самодисциплины и неумении работать самостоятельно учащиеся обычно не осваивают курс полностью.
Онлайн-занятие, которое может быть групповым или индивидуальным, проходит в режиме реального времени и напоминает традиционный урок. При его проведении используются такие информационные технологии для общения ученика и учителя в виртуальном классе, как виртуальная доска (например, iDroo), мессенджеры в социальных сетях, Skype, Zoom. Несомненно, что появятся и новые средства организации занятий, а формы и методики их проведения станут более разнообразными.
Проблемы дистанционного обучения
Основными проблемами вынужденного перехода на дистант стали:
- отсутствие технических средств (компьютеров, смартфонов) у многих учащихся и преподавателей;
- нестабильная интернет-связь, особенно в сельской местности;
- отсутствие практики эффективного проведения дистанционных занятий;
- необходимость применения новых моделей общения учителя с учеником.
Особенно много учителей, которые технически были не готовы к переходу на дистант, оказалось в Краснодарском крае и Забайкалье. А в лидерах по проведению видеоуроков оказались якутские учителя. 61% преподавателей продолжали проводить видеоуроки и после окончания периода самоизоляции. В большинстве регионов этот показатель не превысил 30%.
Часто преподаватели жаловались на технические сбои в работе образовательных платформ из-за их перегруженности. Даже при наличии Интернета, он не всегда был высокоскоростным, а без этого качественное проведение дистанционных занятий невозможно.
У большинства преподавателей к моменту перехода на дистант не было опыта использования образовательных платформ и знания их возможностей. Так, 13% учителей не знали, что применяемая ими платформа дает возможность автоматического составления и компьютерной проверки домашних заданий.
При существующей организации удаленного обучения в России возникают проблемы с соблюдением санитарно-гигиенических норм, в том числе, в связи с необходимостью часами непрерывно сидеть за компьютером. У школьников, а часто и у преподавателей, падает зрение, появляются головные боли и другие проблемы со здоровьем.
Работа преподавателя в условиях дистанционного обучения
Чтобы дистанционное обучение было качественным, необходимо систематическое общение учителя не только с учениками, но также с коллегами и родителями детей. Это особенно касается предметов, где учитель должен показать, как выполнить то или иное задание: физкультура, изобразительное искусство, музыка. Тем более, что на большинстве образовательных платформ материалов по ним мало либо нет вообще.
Учителям пожилого возраста, которых в российских школах очень много, трудно проводить занятия без личного контакта с детьми. В результате у них накапливается усталость, которая приводит к эмоциональному выгоранию.
Но особенно тяжело учителям коррекционных школ. Разработанных методик и платформ для обучения детей с интеллектуальными нарушениями и различной степенью умственной отсталости практически нет. Подобные проблемы возникают и у школьных психологов и логопедов.
Положительные моменты
Тем не менее есть и положительные моменты интенсивного и практически всеобщего перехода на удаленное обучение.
Такая форма обучения часто является единственно возможным способом получить качественное образование детям-инвалидам или спортсменам, которые по объективным причинам не могут систематически посещать школу. Удаленное обучение дает возможность получить российский аттестат о среднем образовании детям, которые с родителями постоянно проживают за границей.
Дистант, хотя и вынужденный, способствовал интенсивному освоению новых цифровых технологий преподавательским составом учебных заведений всех уровней.
По результатам исследования, проведенного в Высшей школе экономики, доля школьных преподавателей, использующих в своей работе онлайн-ресурсы дистанционного обучения выросла с 64 до 85%.
Из тех, кто начал использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) во время пандемии, почти половина собирается использовать их в своей дальнейшей работе. К ЭОР относятся не только образовательные платформы, но и электронные библиотеки, материалов в которых гораздо больше, чем в обычных школьных.
Еще одно достоинство дистанционного обучения – возможность выстроить образовательную траекторию каждого учащегося в соответствии с его склонностями и предпочтениями.
Не вызывает сомнений, что в ближайшие несколько лет обучение качественно изменится, в том числе, за счет широкого применения информационных технологий. И если это применение будет умелым, эффективность образования должна повыситься.