Дистанционное обучение: проблема общения учащихся с преподавателем

Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0

Не нашли подходящей специальности? Нужна дополнительная консультация? Свяжитесь с нами через мессенджеры.

Отправляя форму Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Главная » Полезные статьи » Дистанционное обучение: проблема общения учащихся с преподавателем
27.01.2021
420

Дистанционное обучение: проблема общения учащихся с преподавателем

Дистанционное обучение: проблема общения учащихся с преподавателем

Массовый переход на дистанционное обучение (так называемый дистант), обусловленный пандемией, выявил множество проблем и показал неготовность в целом современной образовательной системы к такому формату обучения.

Одна из многих проблем дистанта - организация общения учащихся с преподавателем.

Особенности дистанционного обучения

Дистанционным обычно называют образование, при котором учитель и ученик во время учебного процесса находятся на большом расстоянии друг от друга. Появилось оно достаточно давно.

Так, в Советском Союзе массовым было заочное обучение в вузах и техникумах, когда учащиеся высылали контрольные работы и получали их обратно с комментариями преподавателя. Непосредственный контакт преподавателя со студентом происходил только во время так называемых установочных (очных) сессий.

После внедрения компьютеров удаленное обучение получило толчок к развитию. Электронная почта, сотовая связь, мессенджеры, социальные сети – все это создает основу для качественного дистанционного обучения как студентов, так и школьников.

Сейчас многие краткосрочные курсы, например, по повышению квалификации предлагают дистанционный формат, не предусматривающий общения с преподавателем. Учебный материал осваивается учащимися самостоятельно по электронному учебнику, а экзамены и зачеты сдаются в процессе прохождения электронных тестов.

Понятно, что для массового обучения в школах и вузах такая методика электронного дистанционного образования неприемлема. Обучение должно быть интерактивным, с обратной связью от ученика. Его цели и программы совпадают с целями и программами очного образования, меняется только форма подачи материала.

Разновидности дистанта

Преподаватели, работающие в условиях дистанционного обучения, выделяют два его вида, которые можно рассматривать как онлайн и оффлайн обучение.

Оффлайн-обучение напоминает заочное, но с применением современных информационных технологий.

Например, учителя средней школы ведут кружки, выдавая ученикам материалы на электронных носителях. Для взаимодействия с обучаемыми используется форум и электронная почта.

Преимущества такого формата: и учитель, и ученик могут самостоятельно выбрать удобное время для занятий. Однако при недостатке самодисциплины и неумении работать самостоятельно учащиеся обычно не осваивают курс полностью.

Онлайн-занятие, которое может быть групповым или индивидуальным, проходит в режиме реального времени и напоминает традиционный урок. При его проведении используются такие информационные технологии для общения ученика и учителя в виртуальном классе, как виртуальная доска (например, iDroo), мессенджеры в социальных сетях, Skype, Zoom. Несомненно, что появятся и новые средства организации занятий, а формы и методики их проведения станут более разнообразными.

Проблемы дистанционного обучения

Основными проблемами вынужденного перехода на дистант стали:

  • отсутствие технических средств (компьютеров, смартфонов) у многих учащихся и преподавателей;
  • нестабильная интернет-связь, особенно в сельской местности;
  • отсутствие практики эффективного проведения дистанционных занятий;
  • необходимость применения новых моделей общения учителя с учеником.

Особенно много учителей, которые технически были не готовы к переходу на дистант, оказалось в Краснодарском крае и Забайкалье. А в лидерах по проведению видеоуроков оказались якутские учителя. 61% преподавателей продолжали проводить видеоуроки и после окончания периода самоизоляции. В большинстве регионов этот показатель не превысил 30%.

Часто преподаватели жаловались на технические сбои в работе образовательных платформ из-за их перегруженности. Даже при наличии Интернета, он не всегда был высокоскоростным, а без этого качественное проведение дистанционных занятий невозможно.

У большинства преподавателей к моменту перехода на дистант не было опыта использования образовательных платформ и знания их возможностей. Так, 13% учителей не знали, что применяемая ими платформа дает возможность автоматического составления и компьютерной проверки домашних заданий.

При существующей организации удаленного обучения в России возникают проблемы с соблюдением санитарно-гигиенических норм, в том числе, в связи с необходимостью часами непрерывно сидеть за компьютером. У школьников, а часто и у преподавателей, падает зрение, появляются головные боли и другие проблемы со здоровьем.

Работа преподавателя в условиях дистанционного обучения

Чтобы дистанционное обучение было качественным, необходимо систематическое общение учителя не только с учениками, но также с коллегами и родителями детей. Это особенно касается предметов, где учитель должен показать, как выполнить то или иное задание: физкультура, изобразительное искусство, музыка. Тем более, что на большинстве образовательных платформ материалов по ним мало либо нет вообще.

Учителям пожилого возраста, которых в российских школах очень много, трудно проводить занятия без личного контакта с детьми. В результате у них накапливается усталость, которая приводит к эмоциональному выгоранию.

Но особенно тяжело учителям коррекционных школ. Разработанных методик и платформ для обучения детей с интеллектуальными нарушениями и различной степенью умственной отсталости практически нет. Подобные проблемы возникают и у школьных психологов и логопедов.

Положительные моменты

Тем не менее есть и положительные моменты интенсивного и практически всеобщего перехода на удаленное обучение.

Такая форма обучения часто является единственно возможным способом получить качественное образование детям-инвалидам или спортсменам, которые по объективным причинам не могут систематически посещать школу. Удаленное обучение дает возможность получить российский аттестат о среднем образовании детям, которые с родителями постоянно проживают за границей.

Дистант, хотя и вынужденный, способствовал интенсивному освоению новых цифровых технологий преподавательским составом учебных заведений всех уровней.

По результатам исследования, проведенного в Высшей школе экономики, доля школьных преподавателей, использующих в своей работе онлайн-ресурсы дистанционного обучения выросла с 64 до 85%.

Из тех, кто начал использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) во время пандемии, почти половина собирается использовать их в своей дальнейшей работе. К ЭОР относятся не только образовательные платформы, но и электронные библиотеки, материалов в которых гораздо больше, чем в обычных школьных.

Еще одно достоинство дистанционного обучения – возможность выстроить образовательную траекторию каждого учащегося в соответствии с его склонностями и предпочтениями.

Не вызывает сомнений, что в ближайшие несколько лет обучение качественно изменится, в том числе, за счет широкого применения информационных технологий. И если это применение будет умелым, эффективность образования должна повыситься.

 

Поступление без ЕГЭ
Требования:
Аттестат об окончании 11 класса
Поступить
Поступление на базе СПО без ЕГЭ
Требования:
Диплом об окончании: колледжа, техникума или училища
Поступить
Поступление на базе ВО без ЕГЭ
Требования:
Диплом об окончании Высшего учебного заведения
Поступить
Прием по иностранному диплому
Требования:
Диплом об окончании иностранного учебного заведения
Поступить
Подпишитесь на рассылку!
Получайте свежие новости одними из первых
*нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности
Нужна консультация
по подбору образования?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Записаться на консультацию
Добавить комментарий
Дистанционное обучение: проблема общения учащихся с преподавателем

Часто задаваемые вопросы

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение — это образовательный формат, предполагающий изучение учебных программ без посещения учебного заведения. Дистанционное обучение осуществляется путем передачи информации от педагога к студенту посредством специальных приложений: систем дистанционного обучения (СДО), программы обмена сообщениями, вебинаров, видеолекций, электронных учебников и т. д.

Как проходит процесс обучения дистанционно?

Как правило, вне зависимости от уровня образования и выбранного учебного заведения процесс дистанционного обучения строится одинаково. Студенту после зачисления предоставляется доступ в личный кабинет образовательной платформы, где он получает весь учебный материал для изучения. Информация разбита на блоки и темы и каждый семестр обновляется в личном кабинете обучающегося. Материал размещается в формате электронных учебников, видеолекций, методических пособий, онлайн-вебинаров, записей вебинаров и доступен 24/7. Студент, изучив весь материал, проходит аттестацию (сдает контрольные работы, тесты, курсовые, проекты и т. д.) и видит все свои оценки в электронной зачетной книжке. О любых новостях и изменениях ему приходят извещения в новостной ленте портала либо оповещение от куратора.

Какое образование можно получить дистанционно?

На сегодняшний день практически любой уровень образования можно получить дистанционно, пандемия внесла свои коррективы. Наш центр предлагает получить дистанционное обучение в колледжах (программы среднего профессионального образования), вузах (программы высшего профессионального образования), на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации (программы дополнительного профессионального образования).

Нужно ли посещать учебное заведение при дистанционном обучении?

Нет, не нужно. Это его главное преимущество. Вы можете находиться где угодно и при этом иметь возможность развиваться и получать новые знания. Для обучения достаточно любого гаджета со стабильным выходом в интернет.

Где можно учиться дистанционно?

На нашем сайте вы найдете список учебных заведений, реализующих дистанционный формат обучения. Вы выбираете — мы помогаем поступить. Консультируем, подбираем образовательные программы, помогаем с документами, сопровождаем в течение всего периода обучения.

Какой диплом выдается при дистанционном обучении?

По окончании обучения вам выдается диплом государственного образца соответствующего уровня и квалификации. Несмотря на то что обучались вы дистанционно, программа, которую вы изучали, соответствует всем действующим федеральным государственным образовательным стандартам, которые разрабатывает для учебных заведений Министерство образования Российской Федерации. В дипломе не указывается информация о дистанционном обучении.

Сколько стоит дистанционное обучение?

Стоимость дистанционного обучения вас может приятно удивить, ведь оно гораздо доступнее классических форматов. И это еще один повод для размышления при выборе формы обучения. Стоимость обучения в колледже варьируется от 18 000 до 55 000 рублей за семестр, в вузе — от 20 000 до 45 000. Оплата производится по реквизитам учебного заведения в любом отделении банка. Или можно воспользоваться онлайн-платежом, что тоже очень удобно.

Оставить заявку на консультацию
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Поля, отмеченные «*», обязательны для заполнения»

Наш эксперт приемной комиссии свяжется с вами в течение 15 минут после отправки заявки на поступление

Как вы гарантированно поступите:
1. Вы оставляете заявку
2. Эксперт подберет учебное заведение/специальность
3. Мы согласовываем все параметры поступления
4. Вы приступаете к обучению в ближайшее время

Заполните форму ниже или свяжитесь с нами любым удобным способом
Поля, отмеченные «*», обязательны к заполнению
top