Ваш город: Москва

Вт-Сб 9:00 - 17:00
Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Что такое настоящее дистанционное образование и можно ли таковым считать нынешнее онлайн-обучение

Что такое настоящее дистанционное образование и можно ли таковым считать нынешнее онлайн-обучение

Что такое настоящее дистанционное образование и можно ли таковым считать нынешнее онлайн-обучение

Вынужденный переход к массовому дистанционному образованию (ДО) в период пандемии коронавируса вызвал всплеск интереса к этому виду обучения.

Но можно ли этот процесс считать переходом к настоящему ДО? И почему многие эксперты с иронией относятся к тому, что школы и вузы называют переходом на удаленное обучение? Давайте разбираться вместе.

Как появилось дистанционное образование

В Советском Союзе аналогом ДО была заочная форма обучения . Общение студентов с преподавателями осуществлялось по переписке. Два раза в год проводились очные сессии.

По всей стране были широко известны Всесоюзный заочный юридический институт, Всесоюзный заочный машиностроительный институт и многие другие. Заочные отделения имелись в большинстве вузов. Они готовили высококвалифицированные практические кадры для промышленности, финансовой системы, юриспруденции.

В начале 90-х гг. 20-го в. многие предприятия не смогли вписаться в новую систему производственных отношений и заочная форма перестала пользоваться популярностью. В вузах заочные отделения закрывались. С широким внедрением компьютеров в вузах начало развиваться дистанционное обучение, но широкого распространения оно не получило.

Состояние ДО до пандемии

Исследование Высшей школы экономики (ВШЭ), проведенное в 2019 году, показало, что преподаватели вузов слабо владеют дистанционными технологиями. Кандидаты и доктора наук в среднем оценили свой уровень в данной области на 3,2 балла (из 5). Больше половины участников опроса не имели опыта участия в вебинарах и видеоконференциях, и тем более их проведения.

Возникшие трудности

Массовый переход на ДО часто сопровождался острой нехваткой методических материалов и отсутствием единого подхода к дистанционному обучению. Преподаватели использовали разные платформы: Zoom, Skype, WhatsApp. Введенный запрет на использование Zoom в государственных образовательных учреждениях показал необходимость разработки российской образовательной платформы.

Преподавателям часто было трудно сделать качественный контент, поэтому занятия воспринимались как неинтересные и скучные. Современные студенты привыкли смотреть видеолекции на You Tube, смонтированные профессионально, и ожидают аналогичного качества от видеокурсов учебного заведения.

Возникли трудности с контролем посещаемости. Выставляемые оценки далеко не всегда были объективными.

Однако подобное выкладывание контента имеет мало общего с настоящим онлайн-обучением.

Особенности онлайн-обучения

Современное качественное онлайн-обучение всегда проходит на специализированной платформе. Все онлайн-курсы тщательно спланированы и обеспечены учебно-методическими материалами.

Сейчас в вузах создаются специальные подразделения и коллективы для разработки онлайн-курсов и профессиональной съемки сопутствующих материалов, в том числе качественных видеороликов. При разработке применяются методики, которые невозможны при очном обучении: анимация, цветные графики, инфографика. Стоимость качественного онлайн-курса может доходить до 1 миллиона рублей.

Наибольшие трудности вызывает методика проведения лабораторных работ. В техническом образовании их виртуальное проведение должно сопровождаться такими современными компьютерными технологиями, как виртуальная или дополненная реальность, для отработки практических навыков.

Важно при проектировании курса продумать форму итогового экзамена, чтобы он не превратился в формальность.

Пример

В ВШЭ дистанционно можно получить специальности, связанные с дизайном. После окончания модуля студент должен предъявить комиссии готовый дизайн-проект. Формально сделать это невозможно.

Все студенты, которые учатся онлайн, должны иметь свободный доступ к учебным материалам в режиме 24/7.

Педагогический дизайн

Обязательным элементом проектирования онлайн-курса является педагогический дизайн, который нужно применять еще на стадии проектирования курса онлайн-обучения. Основатель педагогического дизайна Р. Ганье считал, что в его основе должны лежать следующие принципы:

  1. Привлечение внимания учащихся, пробуждая у них мотивацию к обучению.
  2. Объяснение целей и задач обучения с целью формирования уровня ожиданий от прохождения курса.
  3. Представление нового материала, обращая внимание на элементы, в которых выражена главная мысль.
  4. Сопровождение обучения с формированием установки на удержание изученного материала в долгосрочной памяти.
  5. Практика, направленная на апробацию полученных знаний.
  6. Система обратной связи на основе изучения целевой аудитории курса.
  7. Оценка текущей успеваемости и общей эффективности курса.
  8. Перенос практических навыков в новые условия.

Педагогический дизайн включает следующие элементы:

  • форму представления материала;
  • темп освоения учебного предмета;
  • зависимость методики от количества слушателей курса;
  • продуманную форму контроля, разнообразные контрольно-измерительные материалы (КИМы).

При планировании курса учитываются все нюансы, включая способы проведения зачетов и экзаменов.

Разработано несколько моделей формирования педагогического дизайна. Наибольшее распространение получила модель ADDIE, названная по начальным буквам заложенных в ней 5 этапов:

  1. Анализ.
  2. Проектирование (дизайн).
  3. Разработка.
  4. Реализация.
  5. Оценка.

В педагогическом дизайне широко используются концепции и подходы конструктивизма, согласно которым знание нельзя приобрести зубрежкой или повторным прослушиванием непонятных фрагментов лекций. Лучший способ понимания – решение практических задач. А в основе обучения лежат методики взаимодействия учителя с учениками, которые в процессе диалога конструируют знания. Говоря современным языком, учитель играет роль модератора, а не ментора.

Педагогический дизайн позволяет разрабатывать более сложные модели обучения по сравнению с традиционными формами получения образования. Именно поэтому он является обязательной частью качественного ДО.

Эффективность онлайн-образования

У многих студентов и преподавателей сложилось мнение о неэффективности онлайн-образования. Но часто это больше говорит о неумении эффективно разрабатывать курсы для онлайн-обучения. Период пандемии показал необходимость внедрения методик ДО в процесс не только обучения, но и сдачи экзаменов. Представители Рособрнадзора не исключают, что в будущем (хотя и не ближайшем) в дистанционном формате будет проходить даже Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Практика показывает, что даже высшее образование при дистанционном обучении может не уступать очному, особенно по специальностям, связанным с IT-технологиями. Подобрать подходящее учебное заведение можно на сайте Единого центра дистанционного высшего образования (ЕЦДВО), где представлены не только дистанционные вузы, но и колледжи.

Те, кто хочет получить новую специальность, могут не только поступить в вуз, но и пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Все учащиеся могут пользоваться картой скидок, экономя на проезде, покупке книг и других сервисах. Партнерская программа все время расширяется и обновляется.

 

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Университет им. Г. Маркони Рим, Италия

Курский техникум экономики и управления

Современный Институт Непрерывного Образования

Московский финансово - промышленный университет «Синергия»


Поля, отмеченные «*», обязательны для заполнения»

Оставить заявку на консультацию

Как это работает:
- Вы оставляете заявку на сайте
- Менеджер связывается с вами для уточнения деталей
- Мы готовим все документы
- Вы учитесь

logo logo logo logo logo logo
Поля, отмеченные «*», обязательны к заполнению
top