В период пандемии 2020 г. произошел вынужденный переход на дистанционное обучение (ДО). Несмотря на неготовность системы образования в целом, быстро проявились и положительные стороны процесса. Стало ясно, что элементы дистанта могут изменить образование в лучшую сторону.
Развитие ДО в России
Дистанционное обучение в различных видах (заочное, телевизионные курсы и программы) существовало давно. Но мощный толчок к его развитию дало повсеместное распространение высокоскоростных сетей Интернет.
В 1997 г. Министерство образования РФ разрешило в порядке эксперимента проводить обучение по ряду специальностей дистанционно за счет внебюджетных средств вузов. У студентов официально появилась возможность получить образование дистанционно с применением доступных электронных средств (многие из них уже устарели, например, курсы на CD-дисках). Но широкого распространения эта форма получения образования не получила. Отношение к ней в образовательном сообществе было, скорее, скептическое.
Но ДО постепенно начало развиваться в виде онлайн-школ для учащихся школьного возраста. Преимущества дистанта также стали очевидны репетиторам, которые могли проводить занятия в комфортных условиях с детьми, проживающими в любой точке мира.
И, естественно, подхлестнул процесс широкого внедрения элементов ДО в образовательных учреждениях различного уровня вынужденный массовый переход на дистант во время пандемии коронавируса в 2020 г.
Рассмотрим некоторые из плюсов дистанционного образования, которые можно успешно применять и в очном обучении.
Подбор контента
Контентом изначально называлось информационное наполнение сайта. В более широком смысле его понимают как содержание учебного курса, которое включает не только тексты, но и презентации, видео- и аудиоматериалы.
Учителя отмечают, что с внедрением таких материалов в учебный процесс уроки стали ярче и разнообразнее.
Часть контента учителя создают самостоятельно. Свои разработки они размещают на различных подкастах и в социальных сетях. Причем не только традиционных (ВКонтакте, You Tube), но и более молодых, например, Тик Ток.
Использование электронных библиотек
С появлением электронных книг и планшетов традиционные библиотеки постепенно вытесняются электронными. А при дистанционном обучении они становятся основным источником учебных материалов не только для учеников, но и для учителей.
В специализированных электронных библиотеках можно найти не только учебники и литературные произведения по школьной программе, но и методические материалы, справочники, научно-популярные книги.
Многие электронные библиотеки предоставляют доступ всем желающим бесплатно. Так, во время самоизоляции библиотека «Московской электронной школы» предоставила бесплатный и круглосуточный доступ ко всем материалам.
Благодаря таким сайтам и ученики, и преподаватели тратят минимум времени для поиска нужного учебного материала.
Освоение новых электронных технологий
Молодые учителя обычно свободно владеют персональным компьютером и умеют быстро находить нужную информацию в сети Интернет.
Но для старшего поколения преподавателей это не всегда легко. Тем не менее, в период самоизоляции все преподаватели вынуждены были освоить Скайп, Zoom, мессенджеры социальных сетей, офисные программы.
Повышение компьютерной грамотности привело к появлению новых методических приемов подачи материала, в том числе с элементами игры. Учителя стали использовать на уроках тематические ребусы, кроссворды, образовательные игры и квесты.
Развитие образовательных платформ
Этот процесс шел и до широкого внедрения ДО, но достаточно вяло. Массовый переход на дистант его значительно ускорил. Если раньше дети занимались на платформах самостоятельно по собственному желанию, теперь учителя получили возможность использовать сервис автоматического формирования и проверки домашних заданий, а также размещать свои разработки. За несколько секунд можно получить статистику по успеваемости класса в целом.
Родители могут на платформе следить за успехами ребенка. Многие из них отмечают, что дети, обучаясь с помощью электронных платформ, стали более самостоятельными. Школьники научились не только искать информацию, но и активно с ней работать, стали планировать свой день.
Практически исчезли пропуски занятий, в том числе из-за болезни преподавателя. В Москве во время пандемии запустили сервис «Учитель на замену». Он помогает быстро подобрать учителя, который вынужден отсутствовать по болезни или другим причинам. В период самоизоляции к заменам привлекали студентов педагогических университетов, которые получили возможность пройти внеплановую педагогическую практику и проверить свой профессионализм.
Не только руководители министерства, но и рядовые учителя осознали, что в критических ситуациях обеспечить непрерывность обучения удастся только за счет применения дистанционных образовательных технологий.
Проблемы дистанционного обучения
Естественно, выявились и проблемы, которые необходимо решать. Например, обнаружилось множество юридических аспектов, не регулируемых законодательно. Например, преподаватели имели полное право отказаться от проведения занятий дистанционно, поскольку такие обязанности не прописаны в их трудовых контрактах.
Необходимо было отрегулировать организационные аспекты дистанционного образования. Создавать новые структуры в условиях вынужденной самоизоляции было невозможно. Поэтому большая дополнительная нагрузка легла на учебные отделы. А они не всегда были готовы к этому как морально, так и технически.
Еще одной проблемой стало отсутствие высокоскоростного интернет-сообщения, особенно в сельской местности. Решить ее какому-то одному министерству не под силу.
Что в будущем?
Частичный переход в онлайн сделал качественное образование доступным каждому, независимо от места проживания. И развивается ДО очень быстро.
В ближайшем будущем следует ожидать развития технологий на основе искусственного интеллекта. Компания Microsoft уже выпустила приложения для изучения китайского языка «под руководством» чат-бота.
Современные подростки не представляют мир без Интернета. Каждый день они получают огромный поток информации, и не только в виде текста. Это приводит к развитию «клипового» мышления: современные дети с трудом воспринимают большие тексты, не всегда могут сосредоточиться, слушая материал, который им неинтересен.
Но именно поэтому чередование форматов подачи информации, свойственное качественному дистанционному обучению, хорошо подходят и школьникам, и студентам. Геймификация (игровая форма), виртуальная и дополненная реальность уже есть в отдельных онлайн курсах. И доля подобных технологий будет стремительно увеличиваться. Уже появился термин «иммерсивное обучение», т.е. обучение с использованием элементов виртуальной и дополненной реальности, которые позволяют не только ловить покемонов, но и, например, надев на голову специальный шлем, наблюдать исторические события, происходившие несколько веков назад.