Эта статья написана на основе мнений высокопоставленных чиновников от образования, студентов, простых педагогов. Цель – проанализировать актуальность заочной формы образования, ее качество и перспективы.
Все знают, что вузы делятся на элитные и обычные. Отличаются они качеством образования. Так ли это, или глубина знаний все же зависит от самих студентов?
Для начала нужно проанализировать статистику: всего 3- 5% студентов добиваются успеха в выбранной области, становясь известными. Остальные учатся в меру возможностей и внутренних потребностей.
Именно потребности определяют степень заинтересованности профессией. Как узнать, у кого есть эти амбиции, а кто предпочитает быть хорошим семьянином, оставляя работу на втором плане?
Если вдуматься в слова ректора МГУ, который высказался за глубокие знания и отмену заочного обучения, то возникает впечатление, что он хочет сделать всех крупными специалистами в науке. Но такое невозможно, при всем уважении к заслугам господина Садовничего.
Возникает вопрос: если все кинутся защищать диссертации и искать себе место в научном мире, кто тогда будет учить детей в школах, особенно сельских, где не хватает преподавателей? Стоит отметить, что сельские учителя вынуждены снова поступать в учебные заведения и получать диплом преподавателя химии, математики, иностранного языка (вдобавок к уже имеющемуся) чтобы дети в школе не остались без основного предмета.
Они детей и учатся сами. И, кроме заочной формы, у них вариантов нет.
Нужно ли заочное образование в ведущих университетах страны
Элитные вузы расположены в Москве и других крупных городах России. Это логично и оправданно, потому что там же находятся компании, которые управляют прогрессом, стимулируя студентов заниматься разработками новых программ, оборудования. Делают это не все, а те 3 – 5%, которым предназначено стать лучшими. Остальные, хоть и учатся в тех же стенах, у тех же преподавателей, таких успехов не достигают.
Почему? Ведь обучение происходит на очном факультете. Бывает, что заочники попадают в те 5%, постоянно задавая вопросы педагогу по почте или мессенджеру.
А по поводу заявлений о полной ненадобности высшего заочного образования в Москве...
Оправдать их можно с точки зрения моды на высшее образование. На самом деле оно нужно не всем, просто у нас еще не дошли до того уровня понимания, который есть у наших зарубежных соседей – словаков, чехов, финнов. У них еще в общеобразовательной школе становится понятно, кто будет дальше учиться, а кто пойдет работать на производство.
Большой плюс, что там уважают любую профессию и ценят человеческие ресурсы, поэтому человек со спокойной душой выбирает заниматься тем, что ему нравится, а не пытается поступить в университет, чтобы выйти никем через 5 лет – и своим делом не занимался, и в вузе не сложилось.
Поддержать противников "заочки" можно с этой позиции: каждый должен заниматься своим делом.
Самое печальное, что и родители не поддерживают детей, настаивая на учебе исключительно в элитных вузах, если удалось заработать денег и есть возможность отправить ребенка в большой город. Здесь также можно задуматься: если родитель с деньгами отправляет отпрыска в Москву, то наверняка на очное отделение. А если вуз «не тот», или большая нагрузка, или просто хочется потусить в столице, начинаются проблемы с учебой, исключения из вуза и позор для родителей, как они считают. На самом деле все становится на свои места – студент не хочет заниматься не своим делом.
Еще один вопрос от потенциальных студентов: почему в элитных вузах, даже в том же МГУ, есть платные очные отделения, но нет заочного бесплатного? За деньги у человека желания учиться не прибавляется и IQ не увеличивается. А бесплатное заочное могло бы очень помочь в жизни сотням способных, но бедных студентов.
Учиться заочно хотелось бы в престижном в МГУ, но пусть это будет бесплатная форма для тех, кому жизненно важно самому себя обеспечивать, но и на учебу желания хватает. Это будет действительно проверка в деле. Если человек способен освоить сложнейшие программы главного университета страны, уделяя в день пару часов, то это действительно показатель умственных способностей. Некоторые не справляются, хотя посвящают учебе все свободное время – не помогает ни очная форма, ни деньги родителей.
То же самое касается самого дорогого вуза Москвы – Института Международных отношений, где заочки нет и не было никогда. И там руководство настаивает, что качественные знания можно получить только сидя перед преподавателем. И хорошо, если преподаватель умеет заинтересовать своим предметом. Нынешний студент (из богатых) не очень привык самостоятельно грызть гранит науки - ему нужно "разжевывать".
Нужна ли заочная форма образования
Студентов, поступивших нв заочное обучение в Москве, так же, как в других регионах России – половина всей студенческой массы. Большинство из них учится платно. Получается, что отмена заочной формы лишит региональные университеты заработка, людей – образования, а провинции – специалистов.
Скорее всего, «заочку» не отменят, хотя разговоры об этом идут уже давно. Очень рискованно это, да и не рационально – так можно лишить страну тысяч отличных специалистов. Ну и что, что заочники звезд с неба не хватают? Зато они целеустремленные, усидчивые, самостоятельные и ответственные. Четыре критерия, которые ценятся у работодателей. Благодаря им «заочка» точно не умрет. По сравнению с серединой 90-х годов прошлого столетия, количество студентов-заочников в России увеличилось вполовину и составляет около двух миллионов человек.
Что важнее: форма или содержание?
Одним словом – форма образования не так важна, как важен человек на своем месте и в своей профессии. И как важны его знания и способности. Но для того, чтобы определиться, в какой области вчерашний школьник\студент добьется успеха, необходимо наладить «сортировку» в общеобразовательной школе, а не загружать всех подряд гигабайтами информации, которую ученики вряд ли вспомнят в жизни и тем более, используют.
Академик – уважаемый человек, спору нет. Но и высококлассный юрист – уважаемый. И слесарь по ремонту автомобилей – не менее уважаемый, хоть университетов и не заканчивал. Каждый может добиться успеха, но благодаря не форме обучения и не учебному заведению – а своему стремлению получить знания, стать профессионалом.
Как бы странно это ни звучало, но очное – заочное – дистанционное, престижность вуза, диплом – это вторично. А первичной была и остается жажда знаний. А чтобы удовлетворить ее, необходимы все варианты обучения.
И если в МГУ или в МГИМО решили, что «заочка» им не нужна, то в других вузах на этот счет есть свое мнение. Пока они будут его придерживаться, студентам-заочникам не грозит перевод на очное отделение.