Кто-то считает, что пока есть возможность, необходимо получить "все дипломы" – вдруг пригодится. У некоторых так оно и было – не хотели, но родители настояли, а потом магистерский диплом действительно пригодился. Меньшая часть студентов сознательно идет учиться, потому что хочет развиваться и заниматься любимым делом – таким не нужны мотивации работой или деньгами.
Если мысль о том, нужно ли поступать в магистратуру, пока не приходит, можно попробовать обратиться к опыту выпускников и логически подумать. Возможно, магистратура дистанционно не отнимет много времени, но поможет получить работу с более высоким окладом.
Статистика поступления в магистратуру
По сравнению с 2010 годом количество желающих поступить в магистратуру на дистанционное обучение увеличилось вдвое. Многие оценили форму получения знаний: можно заниматься в любое время, при этом все учебные материалы всегда под рукой. За это нужно сказать отдельное спасибо разработчикам и создателям электронных архивов или библиотек.
Повышенный спрос также можно объяснить тем, что отечественные высшие учебные заведения плотно сотрудничают с зарубежными вузами и перенимают их опыт. Магистратура дистанционно там ничем не отличается от очных программ – начиная наполненностью и заканчивая проверкой знаний. Правда такие разработки стоят недешево и делаются долго. К примеру, чтобы запустить одну лекцию с видеоконтентом, потребуется около 6 месяцев работы нескольких специалистов, которым нужно платить. Несложно подсчитать, во сколько обойдется полный курс.
По статистике, абитуриенты выбирают более дешевые программы, но учитывая вышесказанное, делать этого не рекомендуется, иначе, кроме отсканированных ксерокопий, больше ничего не будет предложено. Такой материал можно найти в Интернете и не платить вузу за якобы предоставленные услуги и диплом. Знаний они точно не прибавят.
Как минимум, для получения качественных знаний нужно выбирать программы средней ценовой категории магистратуры в государственном вузе.
Положительные изменения в образовании магистров
Опыт западных коллег постепенно начинает внедряться в отечественных университетах. Это разделение практических и теоретических направлений. Если в первом случае занятия направлены на решение задач и трудных ситуаций в бизнесе, то во втором – это исследования написание магистерской диссертации с последующим продолжением учебы в аспирантуре.
Это дает возможность повышать качество практических навыков для тех, кто работает в сфере бизнеса. К сожалению, это лишь начало процесса, а пока что все магистры в российских вузах должны писать теоретическую научную работу и посвящать этому процессу большое количество времени и сил.
Поступая учиться дистанционно в государственную магистратуру, студенты имеют право сменить специальность. Раньше для этого нужно было получать второе высшее.
Получая диплом, человек имеет дополнительное смежное или абсолютно другое образование, которое дает возможность расширить сферу деятельности.
Учиться в магистратуре дистанционно можно несколькими способами:
- приезжая на сессию;
- полностью удаленно.
При таком подходе студенты из регионов получают доступ к московским вузам и новым программам. Это способствует интеграции и распространению новых знаний.
Некоторые вузы аккредитованы за границей и после окончания учебного заведения выпускники могут претендовать на получение работы за рубежом без необходимости подтверждать диплом.
Преимущества магистерского образования
Магистерское дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:
- Сочетание более глубоких теоретических знаний с практикой. Степень бакалавра дает в лучшем случае усредненные навыки и базовую подготовку. В магистратуре направление деятельности позволяет структурировать материал – такие работники в будущем могут занимать руководящие посты и грамотно составлять отчеты благодаря усилиям в написании научной работы.
- Диплом магистра на порядок выше, поэтому претендент на должность имеет больше шансов для получения работы, особенно если есть опыт в данной сфере.
- Полностью удаленное образование – не повод беспокоиться о его качестве. Дистанционные программы не отличаются от очных, при желании студент может самостоятельно получить хорошее образование.
- Дистант – это экономия средств, что важно, так как стоимость магистерских программ выше, чем бакалавриата. Выгоднее учиться полностью удаленно, но в престижном учебном заведении.
Поступить в аспирантуру после магистратуры в государственном вузе гораздо легче. Можно выбрать тему диссертации, которая соответствует направлению деятельности и изучать опыт, накопленный коллегами.
Легче ли получить работу с магистерским дипломом?
Магистратура – это два дополнительных года практики, поэтому работодатели отдают предпочтение магистрам, если претендентов на должность много. Особенно это касается экономической сферы или бизнеса. В этих областях практические наработки гораздо важнее, чем знание теории и умение писать научные статьи. Программы МВА – это шанс для компании удержаться на рынке услуг или товаров.
Занятия магистров по экономическим дисциплинам проходят таким образом, что теорию студенты осваивают дома, а при очных встречах занимаются решением проблемных ситуаций, которые потенциально могут возникнуть в ходе работы. Если руководитель сам имеет соответствующее образование, то он понимает всю важность практики и нестандартного подхода.
В сфере медицинского менеджмента, например, не может работать человек без медицинского образования, поэтому открыть свое дело и эффективно его продвигать сможет только тот предприниматель, который знаком с рыночной экономикой и ее законами.
Если окончить магистратуру за рубежом, то получить работу в серьезной отечественной компании будет гораздо легче, ведь выпускники западных вузов совмещают 2 деятельности – учебную и рабочую, поэтому после выпуска имеют диплом и опыт.
Сравнение второй ступени высшего образования с западными аналогами
Первое – это стоимость программ. В российских вузах самой дешевой является магистратура дистанционно. В некоторых странах Европы можно найти дешевые программы, стоимость которых ниже, чем в России, но занятия проводятся по очно-заочной системе. Единственное, что сдерживает студентов – это необходимость серьезно учить иностранный язык.
К примеру, в Германии можно учиться за 300 евро в год, но это относится к программам на немецком языке. Если студент учил английский в школе, ему придется потратить не менее 2 лет, чтобы освоить немецкий на профессиональном уровне.
В большинстве западных университетов система тестирования разработана более серьезно – у студентов нет шанса списать или посмотреть в конспект. Такие разработки требуют серьезных затрат, к которым готовы не все российские вузы.
На Западе мало кто из студентов поступает в магистратуру ради диплома, поэтому общая положительная статистика по окончании вузов там выше, равно, как и уровень знаний выпускников.