Домашнее образование становится все более популярным. Идея забрать ребенка со школы обычно приходит родителям, которые не согласны с принципами постсоветской системы, где «все равны, как на подбор».
Действительно, ребенок с более высоким уровнем способностей становится средним учеником – это в лучшем случае. В худшем – побеждают токсичные лидеры, которые устанавливают свои правила в классе, например, принципиально не делать уроки, грубить учителям. Причина здесь в отсутствии личного пространства у таких детей, которые получают удовольствие только в том случае, если вторгаются в чужое пространство и делают там хаос.
Как бы родители ни были заинтересованы в психологическом благополучии своего чада, социум будет сильнее.
Есть ли скрытый негатив в домашнем образовании?
Если есть негатив в школьном образовании (не всегда он связан с предметами), должен быть отрицательный момент и в домашнем, так как ничего идеального в мире нет. Попробуем честно разобраться, какие проблемы могут преследовать человека дома, как их решать и возможно ли решить.
В целом, отрицательные стороны домашнего воспитания и образования могут быть связаны со следующими моментами:
- Негативное отношение близких людей к решению учиться дома, если ребенок в старших классах сам решил учиться дома.
- Высокие нагрузки.
- Нездоровое психологическое состояние родственников, проживающих вместе с ребенком.
Обратите внимание: первый и последний пункты – это разные вещи, так как во втором случае мать или отец могут полностью поддерживать желание школьника получить домашнее образование, но постоянное недоверие, переживания по поводу его успехов кого угодно доведут до нервного срыва. В первом случае – это откровенное неприятие позиции ученика.
Самое сложное – это переход на домашнее образование, так как учителя, директора всеми силами противостоят всему новому – так уж устроена была советская и теперь уже постсоветская система образования. То, что должно находиться в постоянном движении, меняться, дополняться, проявляет завидное упорство и нежелание видеть дальше своего носа. Странно, но это школьное образование. Пока у большинства педагогов преобладает желание доказать, что школа – единственно правильное, практически идеальное решение для всех абсолютно.
Камень №1: отсутствие поддержки родственников
Тяжело, когда близкие люди ребенка не замечают, что человеку плохо в той среде:
- притесняют одноклассники;
- предвзятое отношение со стороны учителей;
- нет друзей.
Подобные конфликты чаще случаются, если школьник сам принимает решение перейти на домашнее образование. Родители, которые учились как все, которые работают как все, то есть по найму, плохо реагируют на какие-то нововведения в жизни. Сесть и изучить тему у них нет желания и времени, поэтому реакция происходит автоматически – ответ «нет».
Больше понимания возникает, если близкие родственники перешагнули какие-то проблемы в своей жизни, создали свое дело, воспользовались новинками из мира технологий, например, сменили бухгалтерские счеты на калькулятор или еще лучше – компьютерную программу (пример примитивный, но наглядный).
Еще хуже, если мать с отцом не видят, что их ребенок другой – более способный, развитый и желает учиться дальше. Такими шагами они просто отбивают охоту к учебе, провоцируя человека быть как все, то есть серой массой.
Камень №2: переутомление
Замечено, что дети, которые получают домашнее образование, подвергаются «допросу с пристрастием» со стороны учителей.
- Как происходит процесс учебы в школе: школьника вызывают к доске один раз в три урока.
- Что происходит с теми, кто перешел на домашнее образование: они отвечают по всем темам. Соответственно, возникает перегрузка, так как нужно много заниматься, чтобы справиться с предметами (и учителями).
Вывод напрашивается следующий: хорошо присмотритесь, как реагируют учителя и директор, потому что на педсовете может обсуждаться данный вопрос и последует указание – спрашивать строго, чтобы доказать ребенку и родителям неправильность их решения. Такое случается очень часто.
Чтобы дистанционная школа принесла пользу, возможно, придется сменить учебное заведение.
Камень №3: негативное влияние родителей
Что значит вредное влияние от людей, от которых ждешь поддержки:
- Негативные эмоции со стороны близких людей. Особенно плохо, когда они исходят от матери, потому что до 21 года любой человек связан на уровне поля (это доказано) с матерью. Она может неосознанно мешать ребенку учиться своими переживаниями. Интересный факт – при обучении в школе все было нормально и вдруг поменялось. У матери сработал механизм идеализации, в ее понимании школа – это привычный идеальный объект, а дистант – неизведанное и непонятное создание.
- Внушение на уровне слов, чем нужно заниматься, а чем не нужно. Если у вас ребенок талантлив в чем-то другом (не юрист, не врач, не педагог), нужно дать ему возможность делать то, что ему нравится. В противном случае можно испортить ему судьбу.
- Нежелание решать свои проблемы и развиваться у родителей автоматически приводит к тем же проявлениям у ребенка. Он не учился в школе, не будет учиться дома, а причина в родителях, у которых в неудачах виновато общество и система.
Но если у родителей и с мышлением, и с эмоциями все нормально, ребенок начинает активно развиваться дома, делает успехи, чувствует себя счастливым даже при высоких нагрузках.
Положительные стороны домашнего обучения
После ухода из школы домашнее образование может принести пользу только при определенных условиях:
- Первое и самое важное – ребенок должен сам хотеть учиться дома, иначе переход на домашнее образование закончится плохо. Решать за него нельзя, возможно, ребенку нужно общение и признание достоинств со стороны сверстников.
- У родителей должно быть время, чтобы контролировать проделанную школьником работу. Другими словами – родители должны учиться вместе с ребенком.
- У школьника должны быть склонности к науке, познанию, иначе домашнее образование превратится в компьютерные игры и общение в чатах.
Чтобы решиться перейти на домашнее образование, нужно хорошо изучить склонности ученика, поговорить с ним, спросить мнение, рассказать, как происходит обучение дома.
Виды домашнего образования
Существует три вида домашнего образования:
- Надомное – практикуется, если ребенок болен и не может посещать школу. 66 статья Закона об образовании регламентирует данный вид получения знаний. Есть специальный утвержденный перечень заболеваний, при которых дети имеют право учиться дома, не посещая школу. Вместе с тем они сдают все экзамены, пишут контрольные работы, получают документ об окончании школы.
- Дистанционное – знания передаются с помощью Интернета, но аттестации проходят очно. Это позволяет лучше контролировать процесс усвоения материала. Ребенок прикреплен к какой-либо школе.
- Семейное – отличается тем, что учеба осуществляется силами семьи – оплата репетиторов, курсов. Человек уходит со школы, но имеет право сдать итоговую аттестацию и ЕГЭ.
Кроме этого есть экстернат, форма похожая на дистанционную. Ученик изучает предметы самостоятельно, затем сдает их в любом заведении, имеющим государственную аккредитацию.