Конфликт – это вечная тема как во взрослых отношениях, так и в детских. Но если взрослые уже способны смотреть на него, как на конструктивный элемент, то у ребенка такое обстоятельство вызывает только страх. Есть специальные методики, которые позволяют настроить психику особым образом и продолжать жить в агрессивной среде, но они не всегда срабатывают. Установившееся мнение об одном человеке в большинстве случаев передается группе, а действовать против коллективной энергетики способны не все.
Задача родителей – вовремя «вычислить», что в школе происходит что-то нехорошее, и успеть предпринять конкретные шаги, чтобы не травмировать психику ребенка и не подвергать его агрессивному воздействию. Выхода может быть два: заниматься с психологом или перевести на заочное обучение в школе.
Школьная травля: как противостоять агрессорам
Ботан, мальчик для битья, раб – как только не называют тех детей, которые не вписываются в коллектив, даже если они чуткие и добрые дети. Доброта должна быть с кулаками. Поэтому, если ваш ребенок не научен давать сдачи и не имеет для этого определенных навыков, то помощь психолога здесь вряд ли поможет. Религиозные практики – подставить вторую щеку – только усугубят положение. Нельзя мешать морали принимать правильные решения.
Часто родители дают неправильные советы, например: старайся решать все проблемы словами. Но дело в том, что ребенку виднее, как необходимо действовать, а родители только оттягивают момент истины – не дают ему решить и сделать правильный выбор. Советовать может тот человек, который лично общался с коллективом и знает степень агрессивности его лидеров.
Чаще всего такие ситуации возникают, когда в класс приходит новенький. Здесь лучше бы родителям прийти вместе с ним, чтобы одноклассники увидели – у человека есть защита, да и самому новенькому будет спокойнее. Большинство взрослых не считают нужным познакомиться с классом, а конфликт выходит наружу слишком поздно, чтобы что-то менять.
Иногда групповое насилие заходит совсем далеко и класс принимается за ребенка, обделенного физически, но слишком умного, чтобы заставить остальных признать свою несостоятельность. Не будем вдаваться в подробности, что агрессия притягивает агрессию. Возможно, что-то в ребенке не нравится окружающим, но проблему за пять минут не решить. Страх – это тоже агрессия, но посторонние не будут разбираться, просто начнут притеснять человека. Сломать психику легко, как и все хрупкое, но восстанавливать придется долго, даже если попадется хороший специалист.
Остается один способ – перевести ребенка на заочное обучение в школе. Если он хорошо занимается, то вполне сможет осилить школьную программу самостоятельно. Параллельно следует записаться к психологу, так как после вышеописанных событий в любом случае возникнет страх нового коллектива, который будет преследовать его всю жизнь, даже во взрослом возрасте.
Школьная программа заочно – как воспользоваться своими правами
Конечно, желательно знать заранее о способах получения образования, которые определены законом. Часто родители не имеют малейшего понятия, что такое вообще возможно.
Так вот: в РФ официально разрешено образование по заочной форме обучения в школе. Подтверждение тому – закон, принятый в 2012 году, который позволяет самостоятельно выбрать форму обучения – заочную или очно-заочную.
У родителей может возникнуть проблема с переводом : не все директора общеобразовательных учреждений приветствуют это нововведение, не говоря уже об учителях, упрямо не признающих, что можно получить среднее образование заочно.
Поэтому нужно приготовиться к тому, что вам и вашему ребенку начнут отказывать и приводить разные доводы:
- такое не предусмотрено законом (предусмотрено);
- документы не готовы (это не ваши проблемы);
- нет заочной группы (она и не нужна).
Более того, попросят перевести ученика в другую школу, но без вашего согласия руководство школы не имеет право выгнать ребенка. Выход один – настаивать и действовать жестко. Если учителя не способны навести порядок в классе и усмирить агрессоров, значит, пусть отдуваются директора и готовят документы на перевод, подбирают часы, когда учителя могут провести консультацию по каждому предмету, уговаривают сотрудников работать сверхурочно.
По опыту некоторых родителей, приходилось даже писать заявление в отдел образования и привлекать прокуратуру, для того, чтобы убедить руководство школы в неправомерных действиях. В конце концов – закон есть закон – это раз.
Второе – ваша родительская обязанность защищать ребенка от нападок одноклассников. Дело в том, что такие случаи далеко не всегда заканчиваются хорошо, никто не знает, на что способен отчаявшийся ребенок, какая мысль появится у него в мозгу. Ситуацию надо контролировать и не расслабляться до тех пор, пока проблема не будет решена.
Как учиться в школе на заочной форме
Получение образования на заочной форме обучения отличается от обычного тем, что ребенок большую часть работы делает самостоятельно. В случае необходимости можно прийти в школу и позаниматься с учителем, разобрать непонятные моменты.
Официально ребенок имеет право раз в неделю приходить в учебное заведение и получать консультацию. Дети, которым учеба дается легко, делают это раз в 2 недели.
Экзамены, ЕГЭ, а также текущие контрольные работы ученик пишет вместе со всеми в классе. График составляется с учетом плановых тестовых работ.
Преимущества школьного заочного образования
В каких случаях ребенку не желательно учиться на заочном:
- если он плохо усваивает материал самостоятельно, то есть не имеет мотивации к учебе – в таком случае удаленная форма ему не поможет;
- ребенок отстает по некоторым показателям – имеет задержку психического или умственного развития – в таком случае нужна индивидуальная форма обучения с учетом возможностей данного человека;
- дома некому контролировать выполнение ежедневных задач.
Преимущества заочной формы:
- при хорошем усвоении материала ученик-заочник способен сделать в несколько раз больше заданий, при этом ему будет интересней;
- нет личного влияния учителя, поэтому легче определить свои наклонности, что является важным моментом при выборе профессии;
- есть возможность посещать внешкольные учреждения в любое удобное время;
- отсутствует стресс;
- можно найти дополнительный материал, используя возможности интернета.
Если школа находится далеко и нет возможности каждый день добираться на автобусе, то это экономит семейный бюджет. Ребенок меньше устает, поэтому больше сил остается для учебы. В конце концов, в царской России большинство дворянских детей учились дома и недостатка в образовании не было. Скорее наоборот, дети лучше запоминали основы, поэтому могли дальше поступать в средние специальные или высшие учебные заведения.
Заочное обучение после школы возможно на тех же основаниях, что и остальные дети – вступительные экзамены, зачисление и учеба. После заочного среднего образования в школе можно поступить на стационар – платный или бюджет. Никто не вправе отказать человеку в приеме документов в вуз, если в школе он учился заочно.