Для начала нужно решить для себя, что вам больше всего надо: качественно усвоить материал или сдать экзамен. Это разные вещи и способы их решения лежат в разных плоскостях сознания. Люди, которые задают вопрос о подготовке к экзаменам за ночь, наверняка не являются гуру своей профессии. Они сами строят собственную судьбу, поэтому учить кого-либо, как жить – бесполезно.
Подготовка к экзаменам в идеале подразумевает проработку всего материала, чтобы не оставалось белых пятен неизвестной вам информации. Тогда есть шанс, что попадется самый легкий вопрос. Всем известен закон подлости: чем меньше учишь, тем сложнее попадается билет.
Как работает мозг на запоминание
Восстановить информацию и выучить ее – это разные энергетические затраты для мозга, ведь весь материал должен поступить и обработаться нейронами, причем не раз (поэтому преподаватели задают домашнюю работу, чтобы еще раз вызвать в памяти ассоциации).
Мозг – самый энергозатратный орган. В состоянии покоя он также потребляет больше энергии и питательных веществ. Когда ему предстоит умственная работа, он всеми силами пытается ее игнорировать, чтобы не расходовать полезный потенциал. Поэтому спринтерская подготовка к экзамену будет сопровождаться негативными эмоциями, истерикой, страхами, попытками уснуть и тому подобными выходками мозга.
Чтобы избежать такого психологического противодействия, нужно садиться за учебу с приятными эмоциями, а не что-то вроде «опять сидеть до утра над этим предметом». Чем больше негатива, тем сильнее будет защищаться мозг, так как перерасход энергии он воспринимает как опасность.
Кто не знает – у нас есть три «слоя» мозга по теории Пола Маклина:
- Рептильный, который может вогнать человека в ступор или заставить двигаться с бешенной скоростью в момент опасности. У каждого человека он срабатывает по-разному – кто-то в последний момент совершает подвиг и успевает подготовиться к экзамену, а кто-то поддается страху и совсем ничего не делает в надежде на пересдачу.
- Эмоциональный мозг. Он по уровню развития моложе рептильного, но также способен контролировать человека (не человек его к сожалению).
- Неокортекс – самый молодой мозг, поэтому его мало кто из старых структур слышит. Все мыслительные процессы происходят в коре, но они слабо противостоят негативным эмоциям и защитным инстинктам.
Теперь вы понимаете, насколько уверенно нужно чувствовать себя до и во время экзамена, чтобы ваш тройной мозг не помешал подготовиться и сдать экзамен. Если он учует опасность, оценки вам не видать, как бы вы ни старались.
Это ответ, как готовиться к экзамену с помощью психологических настроек, успокаивая себя и настраивая на приятные эмоции. Сознательной мысли об экзамене не должно быть в мозгу.
Почему голод стимулирует мозговую деятельность
Интересные исследования проводятся в США, как улучшить эффективность мозга, то есть увеличить площадь активных зон. Один из самых простых способов – это голод. Данную методику можно применить в момент, когда нужно готовиться к экзаменам быстро и по возможности эффективно.
Все знают, что умственная работа связана с большим расходом энергии. Если не перекусывать постоянно что-то, человек будет выглядеть бодрее и может даже успеть выучить половину билетов. Еда отнимает энергию, так ее необходимо переварить. Человек может даже задремать, так как мозг даст сигнал, что все хорошо и больше ничего не нужно делать. Если нейроны не получают питание, они «стараются» что-то сделать, чтобы его заслужить. Ваша задача – учить материал в этот момент интенсивно и не есть. Тогда все нейроны включатся в процесс и будут вам помогать.
Если не дать еду себе до самого экзамена, а настроиться на сдачу, возможно, она пройдет благополучно.
Как попытаться подготовиться к экзамену за ночь
Мы приблизительно разобрали механизмы, которые прямо влияют на запоминание и работу мозга. Теперь о самом процессе учебы, не касаясь психологии и физиологии.
Нужно понимать, что качественно запомнить огромный массив информации за короткое время не получится, так как у нейронов нет времени создавать внутри мозга новые связи. Но можно попытаться просто сдать экзамен.
Распределить время
Чтобы составить план подготовки к устному экзамену, нужно:
- определить, сколько времени есть в запасе;
- посчитать количество билетов, которое будет на экзамене, например, 30 штук;
- посчитать, сколько минут есть на каждый билет;
- отметить, какие вопросы не вызовут затруднений в процессе изучения. Их можно отложить на потом.
Если есть 8 часов на подготовку, то на каждый билет уйдет 15 минут. Это очень мало, потому что в билете 2 – 3 вопроса из разных тем. Нужно, чтобы весь материал – конспекты, книги – был под рукой. Это самое важное.
Через каждый час-два нужно делать физическую разминку, чтобы разогнать кровь. Тогда она будет поступать в головной мозг и стимулировать его.
Отдых или сон
Спать лучше до подготовки к сдаче экзаменов, так как в определенный момент вас начнет клонить в сон.
Если времени на подготовку более суток, тогда лучше сделать так:
- пропустить «через себя» все билеты;
- лечь поспать часов 7-8;
- снова повторить все билеты.
Благодаря тому, что мозг отдохнет, а затем снова вспомнит информацию, он запомнит ее лучше. В идеале нужно сделать 3 таких цикла – это гарантия примерно 85%, что большая часть материала успеет внедриться в нейроны.
Шпаргалки
Если у какого-то преподавателя шпаргалки удается использовать, это поможет студенту. Есть такие педагоги, которые строго следят, чтобы экзаменуемые приходили без телефонов и других устройств, замечая малейшее подозрительное движение, подбегают к студенту и выдворяют его из аудитории. Здесь нужно постараться, чтобы не попасть под раздачу.
Самый уникальный, но трудоемкий способ – написать каждый билет отдельно на лист. Например, формата А4, или тетрадный. Важно, чтобы проштампованные листы не выдавали перед экзаменом. С собой нужно взять пару чистых для отвода глаз, таких же, на которых будут писаться шпаргалки.
Итак:
- Пишем каждый билет по номеру.
- Складываем их по порядку. Важно запомнить, с какого конца будет номер первый, когда поставите пачку листов в карман.
- В аудитории вытаскиваем билет, смотрим номер.
- Кладем чистый лист и начинаем писать что-то, чтобы преподаватель не заподозрил, почему вы так быстро справились. В этом случае лучше заходить не в первых числах.
- Когда проходит минут 15, опускаем руку в карман и с нужного конца начинаем аккуратно перелистывать шпаргалки. Дойдя до своего номера наощупь, вытаскиваем его, когда преподаватель отвернется.
- Подменяем использованный лист шпаргалкой и с умным видом продолжаем «писать».
Далее читаем информацию из шпаргалки – это уже для себя и выходим отвечать. Проблема может заключаться в том, что если педагог заподозрит неладное, задаст пару лишних вопросов, вы уже не сможете вытащить новую шпаргалку. Оценка будет ниже, но, скорее всего, экзамен вы сдадите.