Каждый успешный программист скажет, что информационные технологии – это та отрасль, в которой можно хорошо зарабатывать и не зависеть от работодателя. В программировании может и так, но компьютерные науки включают в себя огромное количество отраслей, в том числе, новых, которые только начинают развиваться.
Нужна ли заочная или дистанционная магистратура хорошему состоявшемуся специалисту, если его все устраивает, или можно обойтись бакалавриатом? Есть много мнений. Чтобы не давить и не навязывать свое мнение – просто опишем и проанализируем их все.
IT-магистратура – кто «за»
Есть несколько форм магистратуры – заочное обучение, дистант, очные и комбинированные занятия. Хорошо, если в вузе есть выбор и можно подать заявку на любой из этих факультетов. Но дистанционное образование еще недостаточно развито в России – чаще всего, в университете есть несколько специальностей, которые являются экспериментальными и помогают разрабатывать удаленные программы. Поэтому выбор не велик – приходится идти туда, где есть нужная специальность.
За поступление в магистратуру очно выступают те люди, которые собираются заниматься преподавательской деятельностью. Информатика сейчас есть в каждом учебном заведении, но для техникума или колледжа магистратура необходима, так как это подтверждает научную направленность педагога.
Тем более, нужна научная степень для тех, кто претендует на место в университете. Можно сказать больше – на магистратуре лучше не останавливаться, а сразу поступать в аспирантуру, защищать диссертацию и при этом нажимать на практику. Айтишники-студенты – народ крайне любопытный и отчаянный. Им будет интересно узнать, что их преподаватель когда-то писал вирусы и отсылал их соседям, а также пытался взломать банковский сайт.
Тот факт, что он стал преподавателем и честно зарабатывает свои деньги, вызовет уважение и восхищение. Кого точно не любят начинающие компьютерщики, так это занудных преподавателей, читающих лекции по толстым талмудам, 90% из которых – ненужная информация. Чтобы учиться у такого, нужно иметь железную мотивацию и терпение, потому что знания придется добывать другими путями.
Чтобы попасть на работу в государственную компанию, необходимо пройти конкурсный отбор, одно из требований которого – полное высшее образование. Даже если вы гений без образования, вас могут не взять, поэтому лучше иметь диплом "в запасе".
Поступают на заочную или дистанционную магистратуру те люди, кто следит за новинками в своей области. Например, надоело программисту быть программистом, он услышал, что сейчас огромными темпами развивается робототехника. Почитал, послушал, прикинул и решил – надо идти на инженерный факультет и там применить свои навыки программиста. В результате – хорошо написанная магистерская диссертация, много новых идей, а главное – это интересно всем остальным. Такая магистратура – очная, заочная форма – не важно, но это увлекательное занятие.
Творческим людям трудно усидеть все время на одном месте – хочется развития и чего-то нового. Они пользуются тем, что в магистратуре меняют специальность и идут искать другую работу. Возможно, не связанную с компьютерными технологиями.
Сейчас много профессий, в которых большую роль играет практика, то есть прикладные науки. С помощью преподавателей можно создать что-то новое, а в информационных технологиях таких возможностей великое множество. Яркий пример – Билл Гейтс, который проучился пару лет в университете и решил заняться исключительно практикой.
Аргументы «против»
Против любой формы магистратуры и повышения квалификации выступают те люди, которые довольствуются сегодняшней ситуацией и не предполагают, что в будущем что-то может измениться, или представятся другие возможности. Есть такой сорт людей, которым хватает того, что у них есть. Это тоже неплохо.
Не пойдут учиться те, кто попал не в свою профессию – такие подумывают, как бы бросить ненавистное программирование с его постоянными ошибками и доработками. К сожалению – это так. Программа будет работать только тогда, когда она написана идеально правильно. У айтишников есть даже шутка: каждая последняя исправленная ошибка является предпоследней. Даже сами педагоги в вузах говорят – из одного выпуска только 2- 3 человека будут работать по специальности.
Случается, что человек находит хорошую работу, как ее называют «не бей лежачего». Например, следить за работой какого-то сервера или сайта. Работа как таковая начинается тогда, когда что-то ломается, в остальное время можно заниматься своими делами и получать неплохие деньги. Зачем чему-то учиться, тратить деньги на магистратуру, заочное обучение, если все и так хорошо?
Учиться, но самостоятельно
Отдельная категория людей считает, что освоить нужные навыки можно самостоятельно или с помощью опытных преподавателей, которые предлагают быстрое обучение по конкретным направлениям. При этом не нужно писать никаких научных трудов. Они абсолютно правы.
Можно, конечно, возразить: а вдруг с такими практическими навыками предложат работать за границей? Спросят, есть ли диплом – а диплома нет. Жаль будет, если на хорошую зарплату повезет менее знающему коллеге. Придется быть фаталистом и оправдываться перед собой: значит, так должно быть.
Почему выбирают самостоятельное освоение знаний, а не учебу в самой удобной дистанционной или заочной магистратуре? Потому что есть лишние предметы, которые никак не влияют на практические навыки. Нужно потратить время на написание диссертации, публикацию научных статей. Все это неинтересно практикам. Вот если бы у нас в вузах сделали разные направления: кто хочет – занимается исследованиями, кто хочет – совершенствует навыки, тогда желающих поступать было бы больше. В западных университетах это давно практикуют, поэтому учим английский и поступаем в магистратуру за границу.
Из кого получаются хорошие айтишники
Если после бакалавриата нет четкой профессиональной направленности и понимания ситуации, необходимо протестировать себя на предмет соответствия специальности. А вдруг это не тот профиль и нужно срочно что-то менять, тогда в запасе останется еще 2 года магистратуры, чтобы исправить положение.
Как сказано выше – работа айтишника-программиста заключается в постоянной доработке уже созданной программы. Это выдерживают не все, хочется наконец-то закончить ее и начать писать новую. Кто готов сидеть долго над одним проектом, тот рано или поздно научится делать работу быстро.
Преподаватели-практики, которые учат студентов, понимают, что гигабайты материала, содержащиеся в книгах – это лишнее время. Как только это поймет студент – он уже профессионал. Другими словами – нужно уметь сокращать и сжимать информацию до одного абзаца. К сожалению, это отпугивает многих выпускников, которые так и не начинают работать по специальности.
Интерес – это главное качество, которое удерживает человека за компьютером, поэтому интерес необходимо поддерживать любыми способами – магистратурой, аспирантурой, курсами, блогами, ведь творческий кризис не возникает на ровном месте. Это означает, что у человека нет новых идей, а найти их можно в новом месте с новыми людьми.