Рынок труда постоянно меняется. Это приводит к необходимости поиска новых путей развития карьеры, а часто к необходимости сменить профессию. Выбор одной профессии на всю жизнь постепенно теряет свою актуальность.
Как было раньше
Вплоть до начала 90-х гг. 20-го в. общество поддерживало стремление получить в молодости профессию и посвятить ей всю жизнь. Этому способствовало существовавшее законодательство. Возможности получить второе высшее образование были крайне ограничены. Например, поступать в вузы, даже на дневное или вечернее отделение, можно было только до 35 лет.
В обществе не поддерживалось стремление менять не только профессию, но и место работы. Тех, кто часто переходил на новое место, презрительно называли «летунами». При выходе на пенсию такие люди могли лишиться ряда социальных льгот.
Стремительное изменение социального строя и жизненного уклада, которое началось в конце 80-х гг. 20-го в., показало, что эти реалии больше не работают. Смена места работы, освоение новых профессий, переквалификация и переобучение стали массовым явлением.
Почему профессии становятся неактуальными
Мир стремительно меняется. Полученные в учебном заведении знания через несколько лет устаревают и становятся неактуальными. Появляются новые технологии, непрерывно идет процесс цифровизации экономики.
В этих условиях более востребованными являются не профессии, а знания и навыки. Современному работнику нужно учиться мыслить по-новому. Выбрать сферу деятельности часто менее важно, чем выработать нужный стиль мышления.
Востребованными становятся коммуникативные навыки (так называемые Soft Skills): умение работать в команде, договариваться, рассказывать о своих идеях в публичных выступлениях. В Soft Skills входит и умение правильно составить резюме, чтобы оно «цепляло» HR-менеджера, а не отталкивало, в том числе, неряшливым оформлением и грамматическими ошибками.
Частая смена образовательных и карьерных траекторий приводит к необходимости постоянно учиться. Причем методы обучения кардинально меняются. Чтобы получить новые знания, не нужно на несколько лет садиться за парту со вчерашними школьниками. Взрослым людям больше подойдут онлайн-курсы. Большой выбор таких краткосрочных курсов предлагает Единый центр высшего дистанционного образования (ЕЦВДО).
Особенности принятия решений в молодости
В подростковом возрасте начинается процесс самоопределения. В то же время еще велико влияние родителей (тем более, что подросток часто зависит от них материально) и авторитетных взрослых. Поэтому выпускникам школ часто трудно выбрать профессию осознанно. Известны случаи, когда они поступали в вуз просто «за компанию» с другом.
Эта проблема есть не только в России. Так, в Америке и Европе появилось такое понятие, как Gap Year – год после окончания школы для выпускников, которые решили не поступать в учебное заведение. Они тратят это время на поиски своего места в жизни, путешествуют, подрабатывают, в том числе, волонтерами. У нас подобная практика пока не распространена. Кроме того, для юношей она связана, в том числе, с проблемой призыва в армию.
Современная система образования
Со времен распада Советского Союза система образования в России сильно изменилась:
- появились частные образовательные учреждения;
- школьники получили возможность учиться заочно, в экстернате, проходить семейное или домашнее обучение;
- в школах внедрен ЕГЭ, а вузы перешли на Болонскую систему образования, которая способствует повышению мобильности и большей свободе выбора выпускников.
Образовательные траектории становятся все более индивидуализированными. Более того, многие работающие люди осознали необходимость учиться, в том числе самостоятельно, на протяжении всей трудовой деятельности.
2020-й год показал необходимость внедрения в учебный процесс технологий дистанционного обучения, дополняющих традиционные методики. В условиях конкуренции обеспечение учебного заведения высококвалифицированными преподавателями, владеющими современными цифровыми технологиями, станет условием его выживания.
Успешными будут те вузы и организации среднего профессионального образования, которые смогут предложить максимально диверсифицированный набор учебных программ, отличающиеся содержанием и сроками обучения для учащихся различного возраста.
Простой компьютеризации уже недостаточно. Непременным условием учебного процесса должно стать широкое применение современных информационных технологий: интерактивных досок, аудио- и видеоматериалов, облачных и сетевых технологий, а также технологий дополненной и виртуальной реальности. Совсем скоро эти новые методы обучения станут стандартными.
Как минимизировать карьерные риски
Консультант по построению карьеры Карина Фионова считает, что построение карьеры начинается с момента поступления ребенка в детский сад или школу, поскольку именно в этот момент у него начинают завязываться знакомства вне семьи и формироваться представления, не совпадающие с мнением его родителей. Это процесс продолжается при выборе школы, вуза или колледжа.
Основные риски при выборе и построении карьеры – стать неуспешным и невостребованным специалистом. Снизить эти риски позволяет разностороннее развитие личности, готовность постоянно узнавать новое и менять окружение и профессию. Нужно постоянно проводить мониторинг и анализировать рынок труда, знать его тенденции и перспективы и вовремя реагировать на изменения.
Понять свое место в современном мире помогает консультация у профориентолога и прохождение специальных профориентационных тестов. Это поможет не только понять свои сильные и слабые стороны, но и построить дорожную карту последующего развития карьеры. Школьники могут посетить специальные семинары, посвященные проблеме выбора профессии. Информацию можно найти в Интернете.
Многие тесты не только доступны онлайн, но и бесплатны. Люди с более традиционным стилем мышления могут купить специальные сборники с тестами или получить консультацию специалиста у него в офисе.
Японский метод
Один из методов стать успешным – японская система «Икигай». Ее суть – в нахождении баланса между тем, что нравится и тем, что позволяет достаточно зарабатывать на жизнь.
Этой системе посвятила книгу писательница К. Ванбремирш. По ее мнению, чтобы понять свое жизненное предназначение, следует получить ответы на вопросы о своих предпочтениях и талантах и возможных способах заработка. Следует найти то, что вызывает интерес, и превратить это занятие в бизнес. Недаром известный японский писатель и переводчик Х. Мураками писал, что профессия должна быть актом любви, а не браком по расчету, а дело всей жизни – это не дело, а сама жизнь.
Большие цели в жизни нужно разбивать на более мелкие, и пошагово их достигать, не боясь неизбежных провалов и неудач. Самое главное – поверить в себя и не бояться осуждения окружающих. Например, изменить внешность, подчеркнув свою уникальность, и одеваться так, как если бы человек уже стал таким, каким он хочет быть. И следует избегать людей, настроенных негативно.