Эту статью полезно будет прочесть идеалистам школьного образования, которые старательно защищают «древние» методы воздействия на людей. Они до сих пор считают, что коллективное мышление преобладает в обществе. То ли не читали биографий знаменитостей, то ли не хотят замечать очевидные факты: чем больше человек предоставлен себе (в хорошем смысле слова), тем лучше он развивается в профессии, тем больше денег имеет. Пора бы уже разбавить коллективизм и диктатуру. В этом плане школа семейного образования – лучшее начало. Бороться с системой, где все законсервировано еще со времен совдепа, бесполезно, поэтому остается искать лояльные образовательные учреждения, готовые помочь, ведь причины перехода на СО у всех разные.
Статистика семейного образования и категории людей, выбирающих данную форму
Семейное образование, по новому закону, должно быть прописано в уставе каждой государственной школы. Другое дело, что не каждое руководство хочет связываться с семейниками. Хотя, что там связываться? Зарегистрировал ребенка для сдачи экзаменов, и будьте свободны – все остальное сделают родители.
Но педагоги так не привыкли к индивидуальному подходу, поэтому с ними говорить о семейном обучении сложно. Хорошо, что некоторые родители не поддерживают их точку зрения и стараются создать своим детям комфортные условия – физические и психологические – для учебы. Вот на них и будем дальше ориентироваться.
Раньше на домашнее обучение отправляли заядлых двоечников, которые несколько раз подряд оставались на второй год. Сейчас для получения семейного образования подают заявления очень продвинутые дети – олимпиадники, призеры международных конкурсов по отдельным предметам. Им это необходимо: ведь занятия углубленно одним предметом занимает много времени, а в школе есть еще и другие обязательные дисциплины.
Было бы неправильно, если бы у ребенка не оставалось свободного времени почитать книжку или посмотреть фильм. Это уже не учеба, а каторга, при этом с каждым годом она становится все невыносимее.
Есть дети, которые опережают школьную программу, или, наоборот, не успевают за ней в силу особенностей своего темпа работы. Это не означает, что они глупее остальных, просто им нужно больше времени в начале, чтобы разобраться с темой. Постоянные укоры со стороны учителей способствуют тому, что дети замыкаются в себе и начинают бояться. А это уже психологические проблемы в будущем.
Что говорить о детях, которые страдают какими-либо заболеваниями и не могут посещать школу. При этом мотивация для учебы у них есть, соображают они не хуже других, просто не хотят подвергаться насмешкам со стороны сверстников.
Преимущества во времени
Многие родители отмечают тот факт, что школьные занятия занимают ежедневно до 7- 8 часов времени. В домашних условиях учеба занимает ровно в два раза меньше. Вопрос в том, чем занять свободное время. Можно посещать спортивные секции, кружки или сидеть дома и читать, если это больше нравится.
Не все знают, что после получения информации она должна отложиться в памяти. Но при нынешних школьных нагрузках никакой памяти не хватит, вдобавок, нарушается сам принцип учебы, когда в занятиях нет перерыва. А семейное образование как раз и нацелено на приоритеты ученика по предметам – чтобы не тратить время и силы на лишние занятия. Если ребенок имеет склонность к точным наукам, в его индивидуальной программе они и преобладают.
Аттестацию при семейном образовании дети сдают легче, так как больше отдыхают и запоминание происходит естественным способом, когда человек переключается на другие действия. Если этого не делать, у некоторых детей (а такие случаи не редкость, просто их не афишируют) развивается состояние психоза, когда человек ни о чем другом не думает, кроме учебы и постоянно переживает.
Уязвимыми в этом случае становятся как раз отличники и перфекционисты, которые склонны учить все подряд и по много часов. Хорошо, что родители некоторых детей это понимают и вовремя ограждают от чрезмерных нагрузок.
Кстати, еще о времени: по опыту большинства родителей становится ясно, что переводить детей на семейное образование необходимо либо сразу после начальной школы, либо вообще не прибегать к услугам школы. Старшиеклассники уже недостаточно хорошо адаптируются к новой системе, поэтому не рекомендуется терять там время.
Социализация детей – есть ли проблема?
О социализации переживать не стоит. Как раз школа семейного образования дает широкие возможности в этом направлении, причем правильно понятые и организованные. Зачем терпеть коллектив, если он не соответствует потребностям ребенка? Можно найти другой – в кружках, спортивных организациях, и с удовольствием общаться с людьми.
Положительный опыт хорошо сказывается на психике, не оставляет неприятного осадка. Кто-то может возразить, мол, а как же учиться общаться со сложными людьми? Когда человек созреет, он научится сам. Для этого нет надобности бросать его в «клетку к зверям» и ломать психику, представления об окружающем мире. Все детские проблемы хорошо бы замечать вовремя, чтобы потом не обсуждать увеличивающийся процент суицидов среди детей-школьников.
Некоторым вообще не нужна социализация – им достаточно общения в компьютере. Такие люди были всегда, для них было настоящей пыткой ходить в школу, но никто не обращал на них внимания. Если семья решает не мучить ребенка и дать возможность учиться дома, то это мнение должны уважать, как минимум. Как максимум – сделать все возможное, чтобы человек успокоился и, прежде всего, хорошо жил.
Опыт отдельных людей – интервью с родителями
Хочется напоследок привести опыт одной мамы, которая выучила троих детей по семейной форме и не жалеет об этом.
Начиналось все, как обычно – плохо. Школа заранее делала прогнозы, что дети ничего не сдадут. Впоследствии мама решила вообще не иметь с ними дела, а нашла школу в Подмосковье, где ее двоих детей сразу оформили для сдачи аттестации по семейному образованию.
Теперь дома учится уже третий ребенок. На вопрос, что изменилось в системе семейного образования- 2019, мама ответила, что многое, причем в лучшую сторону. У системы появились свои защитники, разработчики, юристы – все они когда-то в прошлом имели дело с консервной банкой школьной системы, в которую необходимо врезаться по всем направлениям – от юридической защиты до программы по школьным предметам и оценки учащихся.
Появился сайт, на котором можно уточнить нагрузку, зарегистрировать ребенка в личном кабинете и таким образом контролировать его успеваемость. Четких сроков сдачи нет, поэтому ученики могут сдать сначала те предметы, которые им не особо нужны для поступления в вуз, а затем освободить время для занятий профильными дисциплинами.
Это нововведение обрадовало родителей, так как под конец года дети усиленно изучают нужные им предметы. На сайте собраны программы и можно скачать учебники, чтобы не покупать их и не тратить деньги. Единственное, что еще хотелось бы – небольшую финансовую помощь от государства, но это в будущем – обещают организаторы сайта.