Обучение в университете – мечта для многих. Однако, оказавшись студентами вузов, некоторые теряют интерес к получению высшего образования, не находят мотивации, чтобы получать новые знания. Часто это происходит из-за полного отсутствия интереса к процессу обучения.
Студенты жалуются, что их ожидания не оправдались. В чем же причины этого, какие советы можно дать абитуриентам, чтобы они с интересом учились в университете, не жалея о поступлении – читайте в статье.
Взаимоотношение студента с университетом
Часто проблемы возникают из-за того, что студенты не понимают суть университетского образования, не до конца осознают, что такое вуз. Если не брать ведомственные институты, которые готовят кадры для конкретной отрасли, то конечная цель каждого вуза – ведение научной деятельности. В той или иной степени, все этому подчинено, в том числе и обучение студентов.
Нередко от студентов можно услышать жалобы на бесполезные и никому не нужные курсовые работы, которые при обучении в вузе нужно обязательно готовить и сдавать. На самом деле, это заблуждение. Курсовые представляют большой интерес для научных руководителей по двум причинам:
- Их интересует конечный результат. Курсовая может быть небольшим исследованием на актуальную тему, которое студенту предстоит выполнить самостоятельно. Если учащийся справится, это многое скажет о его умении вести исследовательскую деятельность.
- При написании курсовой каждый приобретает навыки научно-исследовательской работы. Это текущая деятельность, которой постоянно занимаются все научные работники. Ведь именно их подготовке во многом посвящено обучение в вузе.
Рассуждая о бесполезности многих предметов, которые преподают в вузе, нужно учитывать такие факторы:
- Существуют обязательные дисциплины в вузах. Как правило, они относятся к общепрофессиональным и общеобразовательным областям. Допустим, в техническом вузе это базы данных, высшая математика, программирование. Подобные курсы ориентированы на усредненный уровень поступивших студентов. Так что глубоких исследований по теме ждать не стоит.
- Совсем другой подход к спецкурсам. В этом случае возможностей найти интересный и полезный предмет намного больше. Такие курсы часто читают узкопрофильные специалисты в конкретной области, которые сами работали в данной сфере или проводили исследования в ней. Нередко подобные курсы создаются под конкретных преподавателей.
Студенту можно посоветовать внимательно изучить учебный план, обращая внимание на то, кто преподает конкретную дисциплину. На этом стоит основывать свои ожидания и стратегию изучения отдельных предметов. Если это дисциплина, которую ведет ничем не выдающийся преподаватель, можно ее пройти самостоятельно.
Практика
Это один из важных аспектов, которому не все студенты уделяют должное внимание. Для студента вуза практика – особый вид учебной деятельности. Однако по разным причинам роль и значение практики часто оказывается невысокой.
Часто практика совершенно оторвана от теоретической работы, конечная цель (дать учащемуся навыки в конкретной профессии) не выполняется.
Хорошо, если практика организована на производстве, куда студента целенаправленно отправляет вуз. Однако в действительности многие нередко остаются в своем учебном заведении, выполняя примитивные обязанности, которые не имеют никакого отношения к их будущей работе.
На старших курсах от студентов могут требовать, чтобы они нашли предприятие и сами договорились о том, чтобы их взяли на практику. Вуз при этом интересует только полученный отчет, который руководителем практики, как правило, составляется совершенно формально.
В этом случае можно посоветовать обратиться к руководству факультета, чтобы вместо обязанностей лаборанта уже на первых курсах вам было предложено что-то на самом деле интересное. Либо самостоятельно рассмотреть другие варианты прохождения практики. Для старшекурсников практика на предприятии – реальная возможность подыскать будущее место работы, которой не стоит пренебрегать.
Дипломная работа
Еще одна претензия части студентов в том, что выпускная дипломная работа никому не интересна и бесполезна. Так действительно часто бывает, когда сам учащийся и преподаватель формально подходят к написанию диплома.
Чтобы из этого вышел толк, озаботиться данным вопросом нужно заблаговременно. В идеале за пару лет до защиты. Найдите преподавателя, который проводил исследования, защищал кандидатскую или докторскую диссертацию по схожей теме. Убедите его, что вам интересно это направление, продемонстрируйте готовность погружаться в тему, тогда у преподавателя появится интерес и желание помогать перспективному студенту.
Работайте над темой систематически, а не начинайте ее разрабатывать за несколько месяцев до защиты. Внимательно прислушивайтесь ко всем советам научного руководителя, особенно если планируете поступать в магистратуру, дальше развивать эту тему.
Советы, как сделать учебу интересной и полезной
В заключении приведем еще несколько рекомендаций, как повысить интерес к учебе в университете.
- Станьте своим в студенческой тусовке. Это может быть студенческий клуб или университетское бюро. Такие организации самоуправляемы или ими руководит преподаватель-энтузиаст, который действительно горит своим делом.
- Если подобного клуба по интересам нет, создайте свой. Вузы поощряют различную внеучебную деятельность, как минимум, выделят помещение, а также могут помочь с приобретением оборудования, поездками на конференции и семинары. В этом случае вы дополнительно получите опыт организаторской работы.
- Отыщите грамотного научного руководителя. Так у студента появляется бесценный опыт исследовательской деятельности. Многие преподаватели охотно берут студентов под научное руководство. Для учащегося это возможность окунуться в узкую тему, осознать, действительно ли вы хотите остаться в академическом мире.
- Проявляйте больше активности. На лекциях задавайте вопросы, на семинарах берите самые сложные темы. Не стесняйтесь спрашивать, особенно, если вам кажется, что преподаватель ошибся или что-то кажется непонятным и сомнительным. Хорошие педагоги всегда поощряют такую активность.
- Устройтесь на работу в свой вуз, особенно если собираетесь в будущем заниматься научной работой. Уже со второго курса студентов часто принимают в лаборанты, а поступив в магистратуру, можно рассчитывать занять должность инженера. Даже если круг обязанностей будет небольшим и примитивным, всегда можно выступать с инициативами, предлагать, как можно улучшить и усовершенствовать рабочий процесс. Это хорошая возможность себя проявить. Также это позволит узнать университет изнутри, получить более лояльное отношение со стороны преподавателей. Наконец, дополнительный заработок, пусть и небольшой, для некоторых студентов может иметь решающее значение.
- Поменяйте свое отношение к образовательному процессу. Вспомните, как вы стремились поступить в университет, чего ждали от высшего образования. Найдите ниши, в которых сможете реализовать себя. В этом случае обучение в вузе принесет пользу.