Закончить вуз, получить диплом специалиста, и – вперед, на работу? А, может, сделать еще один шаг к науке и поступить в магистратуру? Над этим задумываются многие студенты, которым интересна их профессия. Существует ряд причин, исходя из которых, студент решает, нужен ли ему второй уровень высшего образования, или можно ограничиться начальным. Дистанционное образование в магистратуре имеет много нюансов, попробуем в них разобраться.
Сроки обучения: бакалавриат и магистратура
В среднем программы бакалавриата рассчитаны на 4 года. Есть вузы, где необходимо учиться 3 года, то есть программа бакалавриата и магистратуры укладывается в 5 лет, но это встречается редко. Нужно рассчитывать на полных 6 лет учебы.
Прежде чем решать вопрос с поступлением и выбирать вузы, необходимо учесть: магистратура дистанционно есть не во всех учебных заведениях и не по всем специальностям.
Чтобы определиться, придется перебрать варианты и написать в несколько университетов. Есть вариант – стационар или заочка, но это, если позволяют средства жить в другом городе за счет родителей или ездить на сессию 2 раза в год.
Не забывайте, что обязательный момент в магистратуре – практика. Если есть работа по специальности, ее могут засчитать. Если работа не по специальности, придется выкраивать время для практических занятий.
Вступительные экзамены: готов ли абитуриент
Если студент решает сдавать выпускные экзамены после бакалавриата и поступать в магистратуру, он должен знать, что для этого ему понадобится, как минимум, триобязательных предмета, иногда больше:
- Философия. На вступительном экзамене к ней относятся очень серьезно, так как далее этот предмет будет проходить проверку на кандидатском экзамене в аспирантуру. Стоит заранее начать готовиться, если есть далекоидущие планы.
- Иностранный язык. Многие желающие не решились получить степень магистра именно из-за плохого знания английского. Дело в том, что иностранный язык также будет на кандидатском экзамене и уровень должен быть не менее В2. Это означает, что необходимо уметь объяснить суть своей научной работы.
- Профильный предмет. Большинство сдает один, но есть специальности, где нужно сдавать 2 предмета. Многие студенты, которые хорошо себя зарекомендовали в профессии за время учебы, хотели бы поступить на магистерские программы. Но не все так просто из-за иностранного и философии.
Как показывает опыт, большинство желающих в последний момент решает поступать в магистратуру, если есть бюджетные места или преподаватель профильного предмета рекомендует это сделать.
Поэтому возникают проблемы с остальными предметами. Не все студенты учатся хорошо по всем предметам, многие предпочитают нажимать на спецпредметы в ущерб всем остальным. И вдруг поступает предложение по поводу магистратуры – студенты оказываются не готовы.
Интерес к научным разработкам
Если человек находится в раздумьях относительно учебы в магистратуре, нужно задать себе вопрос: нравится ли мне заниматься наукой, искать какие-то новые пути решения проблемы? Если да, то надо поступать, не задумываясь. Возможно, не в российский вуз, а попробовать написать заявку в зарубежный.
Западные университеты, особенно магистратура и аспирантура, целиком заняты практикой. Теории в магистерских программах минимум – теорию студенты изучали на бакалавриате. Наши студенты имеют хорошую теоретическую базу, поэтому вполне могут проявить себя в зарубежных вузах, если с иностранным языком все в порядке.
Для того, чтобы попытаться поступить в зарубежную магистратуру, нужно составить приблизительный план своей будущей работы, чтобы приемная комиссия имела возможность оценить важность данной разработки.
Есть студенты, которым настолько интересно открывать новое, что они с удовольствием остались бы в университете. Здесь явное преимущество – магистратура дает отсрочку от армии, чтобы не прерываться в научной деятельности.
Педагогическая деятельность после магистратуры
Педагогическая деятельность – для кого-то это плюс, для кого-то – минус. Не все любят отдавать знания и самому постоянно учиться, ведь преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания, иначе есть опасность, что студенты окажутся любознательнее.
Степень магистра дает право преподавать в техникумах, колледжах и даже университетах. Правда, только у младших курсов и с расчетом на дальнейшее обучение в аспирантуре. Если есть варианты работы после университета, значит, магистерский диплом вам точно нужен – это только плюс.
Где лучше учиться – в России или за рубежом
Есть положительные и отрицательные стороны в любом процессе обучения, какой бы вы ни выбрали. Если это чужая страна, значит главной проблемой будет выучить иностранный язык на профессиональном уровне, а также привыкнуть к ответственности за собственный профессионализм – его уровень за рубежом гораздо выше.
Положительный момент – возможность работать где-угодно: в России, или в стране, которая выдала диплом. При этом специалист у себя на родине будет выгодно отличаться навыками и владением английским языком.
Если учиться в отечественном вузе, то для работы за границей потребуется подтвердить свой диплом или доучиться, что опять-таки – потребует вложений времени и средств.
Поступить в российский вуз проще, особенно на дистанционное образование. Есть возможность работать по своей специальности, одновременно получая степень магистра. Но проще – не значит лучше, тем более, что в той же Германии есть университеты, которые предлагают дешевое обучение. Эти деньги можно заработать за месяц, остальное оставить для проживания. Такой план возможен благодаря относительно свободному графику посещений.
За рубежом больше внимания уделяется новым разработкам. Если ваши достижения заинтересуют представителей бизнеса, возможно, вы станете богатым человеком. Государства выделяют больше средств на научные исследования молодых ученых, поэтому шансов намного больше.
Окончить магистратуру, а что дальше?
Магистратура – это еще не предел мечтаний в плане исследовательской работы. Если продолжать заниматься, то после магистерских программ можно с большей долей вероятности поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию.
Это серьезный шаг, который открывает новые возможности в плане научной и преподавательской деятельности. После аспирантуры можно работать в вузе и курировать уже магистров.
Некоторые люди после окончания магистратуры дистанционно уезжают работать за границу. В этом плане им легче, так как иностранный язык на момент окончания учебного заведения у них на достаточно хорошем уровне. Некоторые российские университеты предлагают программы обмена студентами – это шанс показать себя зарубежным коллегам, а возможно, получить приглашение на учебу.
В конце концов, после магистратуры можно просто работать, но иметь небольшое преимущество и карьерные возможности, потому что специалист с магистерским дипломом всегда будет выше в профессиональном плане.