Британские и французские школьники младших классов стали больше отдыхать – им теперь не задают домашние задания.
Давайте рассмотрим, что думают об этом российские учителя и родители.
Аргументы «против»
Родители говорят, что дети приходят домой уставшие и тут же начинают выполнять домашнее задание только потому, что «так нужно». Повышению интереса к учебе такая «обязаловка» не способствует, часто происходит обратное. К тому же многие школьники ходят в кружки, занимаются гимнастикой, плаванием. Времени на общение с родителями часто не остается.
Без «домашки» станут отчетливее видны способности ребенка. Часто лучше учатся не более способные дети, а те, с кем родители или репетиторы дополнительно занимаются по несколько часов в день. Председатель ассоциации родителей Франции сказал, что, задавая домашние задания, учителя часть своей работы отдают родителям на бесплатный аутсорсинг.
Еще более афористично высказался известный французский писатель, автор детективов, Жорж Сименон. Он сказал, что учителя, задавая домашнее задание, метят в учеников, а попадают в родителей.
Американская учительница Бренда Янг в своем классе отменила домашние задания. Она сказала родителям, что дома ученик должен только доделать то, что не успел закончить в классе. Она предложила родителям освободившееся время посвятить совместным обедам, чтению и отдыху. В Швейцарии выполнение домашних заданий обязательно только для тех учеников, которые отсутствовали на уроке.
Многие российские родители также считают, что у хорошего педагога школьники могут всему научиться на уроке. Непродуманная методика проведения урока, завышенные требования и стремление каждого учителя дать максимум знаний по своему предмету приводят к тому, что домашние задания становятся просто огромными. Даже сторонники домашних заданий часто не уверены, что они должны быть обязательными.
Дискуссии также возникают по поводу, должны ли домашние задания оцениваться. Постоянный контроль держит детей в напряжении и повышает уровень стресса. Обычными болезнями школьников стали гастрит, близорукость, проблемы со сном, плохая осанка.
Есть проблема и с тем, что содержание образования и, соответственно, домашних заданий, слишком оторвано от реальной жизни. После нескольких лет изучения иностранных языков в школе мало кто из выпускников может связно объясниться с жителем зарубежья. Школьные знания и реальный мир для учеников часто несопоставимы.
Аргументы «за»
Школьные учителя и методисты полагают, что школьник не может усвоить материал, если не повторит его дома, выполняя домашнее задание. Учитель начальных классов и методист, автор более тысячи обучающих пособий, О.В. Узорова считает, что, не выполняя домашнего задания, ученик к следующему уроку забудет почти 70% изученного на предыдущем.
Кроме того, выполнение ДЗ приучает к самодисциплине и учит правильно распределять время. Ребенок с детства привыкает к тому, что образование должно быть непрерывным, а занятия регулярными.
Интересно мнение директора Центра образования «Соколиная гора» С. Дроздова. Он считает, что домашние задания нужны, но не по всем предметам. В его школе ученикам не дают заданий на выходные. Есть базовый набор задач для ДЗ, а более и менее успешные ученики могут взять индивидуальные задания.
Директора школ также считают, что, если не будет домашних заданий, придется увеличивать число уроков в школе. Так, в английских школах уроки заканчиваются в 16 часов.
Проблемы родителей
Многие родители пытаются помочь детям выполнить домашнее задание. Иногда эта помощь сводится к выполнению задания вместо детей.
Как правило, пользы такие попытки не приносят. Как правило, у родителей нет педагогического образования, они не обладают педагогическими навыками, не знают методики преподавания, не умеют мотивировать детей к учебе. Часто знания, которые они сами получили в школе, устарели.
В итоге такая совместная учеба приводит к конфликтам, ссорам и отчуждению. Уровень стресса повышается не только у детей, но и у родителей. Домашние условия для обучения перестают быть комфортными.
Есть ли компромисс?
Сторонники новых педагогических течений часто говорят об индивидуализации образования. В том числе, через индивидуализацию домашних заданий. У каждого ребенка должна быть своя образовательная траектория. Одни могут двигаться по ней без домашних заданий, а другие – нет.
В то же время этот процесс потребует дополнительных затрат времени учителей для подготовки к каждому уроку. А педагогическая нагрузка в современной школе и так велика. Это основное препятствие для широкого распространения индивидуального обучения.
Сколько времени нужно тратить на домашние задания
Согласно санитарным нормам и правилам, ученики первого класса домашних заданий получать не должны. А время для учеников, за которое нужно сделать домашнее задание, постепенно увеличивается от 1,5 часов в начальной школе до 3,5 часов в выпускных классах. Нормы за рубежом еще ниже.
Реально эти показатели соблюдаются только в первом классе, и то не всегда. Исследования педагогов и специалистов в области школьной гигиены говорят о том, что в среднем школьная «рабочая неделя» длится 50-70 часов (у взрослых она составляет не более 48 часов). Это приводит к переутомлению и заболеваниям. Число абсолютно здоровых школьников, по данным Министерства здравоохранения, не превышает 12%.
Многие учителя вспоминают советские времена, когда задания на дом задавались регулярно, а знания были более прочными, чем сейчас. Но следует учитывать, что число преподаваемых дисциплин заметно увеличилось.
Как реагируют дети
Пока взрослые спорят о судьбе домашних заданий, каждый ребенок решает этот вопрос самостоятельно. Он самостоятельно решает, каким урокам уделить больше времени, а на какие можно вообще «забить». Полностью все, что задают, выполняет только 5% школьников. Остальные часто просто списывают решения.
Распространенной практикой является поиск готовых домашних заданий (ГДЗ) в Интернете. Это принесет пользу, если школьники будут решать задачи самостоятельно, а готовые домашние задания по математике использовать для проверки своего решения. Такой подход справедлив и для других домашних заданий, например, по русскому языку.
Бездумное списывание решений из ГДЗ никакой пользы не принесет и только усугубит те проблемы с освоением учебного материала, которые уже имеются. Особенно если школьник планирует в будущем поступать в вуз.
Плюсы и минусы использования ГДЗ
Единственный плюс ГДЗ – экономия времени школьников, которые считают математику и другие школьные науки ненужными предметами.
Сейчас найти в Интернете ГДЗ не проблема. Разработаны приложения для iOS и Андроид. Но пользователи пишут, что работают они медленно и часто зависают. Кроме того, часто решения задач выполнены небрежно и содержат методические и фактические ошибки.
Если школьник хочет не просто успешно сдать ЕГЭ, но и научиться думать и освоить предмет глубже, чем предписано школьной программой, лучше использовать классические советские учебники. Тем более, что многие из них переизданы в последнее десятилетие.