Одним из ярких событий деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» стала сессия «Future Skills 2.0:новая надежда». На ней обсуждались итоги недавно проведенного расследования «Навыки будущего 2.0 для 2020 годов».
Оно было инициировано движением Worldskills Russia совместно с организацией Global Education Futures, которая давно занимается изучением особенностей и приоритетов образования будущего. Благодаря их исследованиям удается выяснить, какие знания и навыки будут востребованы работодателями в ближайшее десятилетие.
Перспективные бизнес-модели и технологии
Данное исследование преследовало основную задачу – установить бизнес-модели и технологии, на основании которых будет формироваться спрос на знания и навыки, востребованные работодателями на рынке труда в ближайшее десятилетие в разных секторах современной экономики.
На открытии сессии заместитель генерального директора Worldskills Russia Екатерина Лошкарева, курирующая исследовательское направление, отметила, что 2020 год оказался настоящим вызовом для всего мира из-за эпидемии коронавирусной инфекции.
Повсеместный локдаун, который до сих пор точечно сохраняется, явно доказал, что требуется срочно актуализировать и пересматривать весь пласт знаний о будущем рынке профессий. Наши представления о том, что он будет из себя представлять в ближайшем будущем, должны быть изменены, как реакция на происходящее вокруг.
Лошкарева подчеркнула, что ситуация, спровоцированная пандемией, ускорила наметившиеся ранее тренды в разных отраслях экономики, которые уже существовали до этого. В результате ее команде удалось провести масштабное исследование, которое затронуло семь наиболее значимых секторов экономики, и в котором приняли участие несколько сотен экспертов. Результатом этой работы стали уникальные знаний и инсайты, которые позволят делать акцент на самых актуальных и востребованных профессиональных навыках в ближайшем будущем.
Теперь задача Worldskills Russia – поделиться полученными знаниями с экспертами, представляющими индустрию, высшие учебные заведения, федеральное министерство образования. Эта встреча стала одной из первых, в рамках которой предполагается решить данные задачи. Обсуждения намерены продолжать в будущем, чтобы найти актуальное применение полученного контента и в 2021 году.
В ходе проведения исследования его авторы устроили массовое анкетирование и организовали несколько десятков форсайт-сессии. Суммарно респондентами стали не менее 800 экспертов, представляющих конкретные отрасли современной экономики по самым разным направлениям.
Один из главных выводов, который был сделан по итогам этой работы, – четкое понимание того, что в предстоящее десятилетие самый востребованный профессионал, который способен находить быстрые и верные решения, работая в команде и взаимодействуя со своими партнерами. Это качество будет цениться намного выше, чем способности профессионала-индивидуалиста, делающего все в одиночку.
Помимо развития знаний, умений и навыков, которые должны быть наиболее востребованы в наиболее перспективных отраслях экономики в ближайшем будущем, большое значение приобретают компетенции, помогающие влиться в команды. Те сотрудники, которые сумеют хорошо в ней адаптироваться, взаимодействовать с любыми коллегами, будут востребованы для решения перспективных задач в будущем. Ожидается, что в ближайшее время работодатели все чаще будут привлекать к реализации проектов сработавшиеся ранее команды.
Разносторонние профессионалы
Еще один тренд ближайшего будущего заключается в том, что все больше экспертов приходят к мнению, что работники, способные решать задачи кардинально разного типа, а также имеющие глубокие профессиональные знания в разных сферах, будут цениться намного больше, чем специалисты узкого профиля.
Инициатор Global Education Futures Павел Лукша, который также занимает пост профессора практики в Московской школе управления «Сколково», заметил, что совсем скоро таких специалистов в организациях нового типа будет появляться все больше. Цифровая трансформация будет происходить в разных отраслях. В конечном счете, она коснется не только непосредственно технологии производства, но и системы управления в целом.
Это технологическая революция, зачатки которой можно наблюдать уже сегодня, утверждает Лукша. По его словам, в основе этой революции переход к максимально гибким организациям, часто базирующихся на командах из совсем небольшого количества человек.
Чем дальше, тем чаще будет происходить переход к гиг-экономике и гибким контрактам, когда множество профессионалов своего дела будут трудиться как фрилансеры, выполняя конкретные задачи, на специальных платформах. Именно на такие платформы постепенно переместится бизнес. Нас ждет новая реальность, в которой, в первую очередь, будет поощряться внутреннее предпринимательство, самостоятельность сотрудника, инициативность, готовность принимать нестандартные решения.
Зеленая экономика
Еще один вывод группы исследователей заключается в том, что в конце 2020-х – начале 2030-х годов состоится массовый переход к эре зеленой экономики. Это не только те отрасли, в которых экологическая тема и фактор защиты окружающей среды играют основную роль. В контексте данного исследования под зеленой экономикой понимаются любые производственные решения, которые будут дружественными по отношению к планете. В конечном счете, окажутся выгодными всем участникам производственного процесса.
На основании полученной информации организаторы исследования постарались установить, как в этой связи требуется модифицировать и изменить профессиональное образование.
Было сделано два основных вывода.
Во-первых, необходимо развивать и совершенствовать онлайн-формат обучения. Речь идет как о классическом онлайн-образовании, так и о подключении к образовательному процессу новых технологий, например, виртуальной реальности.
Во-вторых, образовательные учреждения, давая основные знания и навыки специалистам будущего, должны делать акцент на обучение в командах. Педагоги должны использовать различные способы, чтобы в верном ключе мотивировать студентов, параллельно поощрять их самостоятельные стремления познавать новое и развиваться. Добиться этого удастся через проекты, предусматривающие непосредственное сотрудничество между преподавателями и студентами.
По мнению Павла Лукши, новая среда станет своеобразным гибридным образовательным пространством, в котором будет происходить тесное взаимодействие между университетами, работающими онлайн, городскими и бизнес-пространствами.
Все они превратятся в элементы единого целого, благодаря чему студенты смогут осваивать образовательный опыт принципиального разного типа. Все это будет способствовать развитию сотрудничества между отраслями. Главной задачей вузов станет формирования навыков, которые позволят решать проблемы и отвечать на главные вызовы XXI века.