С 2003 года Россия официально перешла на болонскую систему обучения. Это означает, что программы специалитета постепенно замещаются бакалавриатом и магистратурой – дистанционно можно освоить и одно, и другое. При этом срок обучения увеличивается на 1 год, то есть: 4+2. Такую систему практикуют все вузы Европы, но в России университеты еще не все перешли на нее, поэтому можно иногда встретить образовательный уровень «специалист».
Всего в болонской системе 4 уровня подготовки – бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура.
Что поменялось с тех пор для студентов, в чем преимущество бакалавриата и магистерских программ перед специалитетом – разбираемся подробно.
Бакалавр – начальная ступень высшего образования
Полноценное высшее образование можно получить, кончив всего лишь начальную ступень университета – бакалавриат. Срок обучения 3-4 года, в зависимости от сложности программ. Диплом позволяет работать по специальности, но руководящую должность вряд ли получится занять, хотя все зависит от обстоятельств.
Бакалавр имеет базовые теоретические и практические навыки, которых достаточно для выполнения своих функций. По статистике, около 50% студентов ограничиваются данным уровнем и не собираются поступать дальше.
В зависимости от аккредитации высшего учебного заведения в нем могут отсутствовать магистерские программы или аспирантура. Чтобы продолжить обучение, необходимо поступать в другие вузы – магистратуру дистанционно можно закончить платно или попытаться попасть на бюджет, хотя таких мест очень мало.
Магистр – вторая ступень
При поступлении в магистратуру дистанционно в государственном вузе или частном учебном заведении можно полностью сменить направление деятельности или дополнить уже имеющуюся профессию новыми навыками.
Магистерские программы направлены на более глубокое изучение определенной темы. Здесь происходит полное слияние теории и практики. Основной метод обучения – разбор кейсов, то есть проработка реальных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности.
Можно поступить в магистратуру на дистанционное обучение, очное, очно-заочное, классическое заочное. Имея теоретическую базу после бакалавриата, многие студенты начинают работать, одновременно обучаясь в вузе – магистратура дистанционно является самым удобным способом продолжения учебы.
На протяжении всего срока обучения студенты-магистры занимаются исследованиями и практической деятельностью. В конце защищают магистерскую диссертацию. После окончания вуза можно претендовать на руководящую должность или возглавлять отдел в компании/ на предприятии. Педагогическая магистратура дистанционно дает право преподавать свой предмет в средних специальных учебных заведениях.
Сравниваем магистратуру и МВА
МВА – это нечто среднее между полным экономическим образованием и бизнес-программами в магистратуре. Больше внимания уделяется маркетингу, ведению бизнеса и защите его от непредвиденных обстоятельств. По сравнению с такими же программами в магистратуре, МВА – более серьезный шаг. Но если сравнивать МВА с экономическим бизнес-образованием, тогда второе более полно отражает суть работы.
Преимущество МВА в практической деятельности. Здесь мало изучают теорию, но процесс больше направлен на умение руководить коллективом, предвидеть развитие компании на несколько лет вперед.
Обучение по программам МВА почти всегда происходит в очно-заочном режиме. Студенты большую часть материала разбирают дома, но один раз в неделю собираются для коллективного обсуждения и практики.
Есть несколько разновидностей подобных программ – они отличаются объемом материала. Если человеку достаточно, он может дистанционно пройти курс мини-МВА.
Чем отличаются отечественные и зарубежные магистерские программы
Во-первых – стоимостью.
Во-вторых – условиями поступления.
В-третьих – возможностями.
Отечественные магистерские программы в зависимости от наполнения могут содержать только теоретический материал и делать упор на написание диссертации. Дороже обойдутся те программы, в которых помимо теории присутствуют практические задания.
Условия поступления в зарубежную магистратуру отличаются тем, что приемную комиссию необходимо убедить дать вам шанс окончить магистратуру и раскрыть свой потенциал. Перед подачей заявки абитуриент пишет мотивационное письмо, в котором описывает свой опыт работы, а также указывает тему, которой хотел бы позаниматься глубже.
Обучение в зарубежной магистратуре связано с изучением иностранного языка и профессиональных терминов, поэтому студенты получают возможность работать за рубежом по своему направлению деятельности.
Аспирантура – для чего нужна и чем отличается от магистратуры
Аспирантура – это третья ступень высшего образования, куда поступают одаренные талантливые выпускники магистратуры. Направление деятельности здесь связано с исследованиями и новыми открытиями в любых областях. В конце аспирант должен защитить кандидатскую диссертацию.
Если человек чувствует в себе желание заниматься преподавательской деятельностью, он также может поступить в аспирантуру.
Кроме профильного предмета аспиранты сдают кандидатские экзамены по философии и иностранному языку. Это серьезные расширенные экзамены, которые предполагают глубокое погружение в тему. За рубежом такой уровень приравнивается к доктору философии.
Во время обучения аспирантов часто привлекают к чтению лекций, также они присутствуют на экзаменах студентов-бакалавров или магистров. Такой опыт впоследствии пригодится для преподавательской карьеры.
Обязательный элемент учебы в аспирантуре – написание научных статей и публикации их в различных журналах.
По срокам заочная и дистанционная аспирантура длится дольше – до 4 лет. Очную можно окончить за 3 года. Перед поступлением необходимо выбрать себе научного руководителя – специалиста в той области, в которой планируется проводить исследования.
Докторантура – кто поступает и чем занимаются
Поступление в докторантуру обычно связывают с карьерным ростом и продвижением по службе. Многие выпускники отечественной аспирантуры предпочитают получить степень доктора за рубежом, так как предлагают западным вузам собственные разработки, на которые в России средства не выделяются.
Вдобавок большинство студентов считает, и небезосновательно, что уровень образования в западных странах намного выше, а степень заинтересованности профессорского склада впечатляет больше.
Научно-исследовательская деятельность – это главная цель, которую преследуют слушатели докторантуры. Вторым по значимости является получение высокооплачиваемой работы.
Не в каждом высшем учебном заведении можно найти докторские программы, поэтому желающим их пройти необходимо хорошо подумать, где лучше это сделать – в России или за рубежом. Плюс в том, что во время обучения в аспирантуре студенты сдают кандидатский экзамен по иностранному языку, поэтому можно рассчитывать на обучение за границей.