Мотивы поисков работы во время обучения в вузе разные, и далеко не всегда только финансовые. Среди факторов, заставляющих студентов искать работу, – стремление проявить самостоятельность, лучше узнать будущую профессию, приобретение практического опыта и стажа как основных конкурентных преимуществ при будущем трудоустройстве, гарантия предоставления рабочего места по окончании вуза.
Какими бы ни были причины, заставившие совмещать учёбу с работой, студент попадает в условия необходимости соединять два вида деятельности, насыщенных совершенно разными целями, задачами, процессами.
Как быть? Успевать делать всё. Идеальный вариант для этого – дистанционное обучение. Оно обеспечивает оптимальный баланс в расстановке приоритетов при лавировании между необходимостью осваивать множество дисциплин учебного плана и исполнять должностные обязанности на работе.
Дистанционное обучение: какие особенности помогают совмещать учёбу с работой
Дистанционное обучение – заочная форма учебного процесса, основанная на применении электронных ресурсов при его организации. Его основные преимущества – мобильность, свободу, доступность, социальное равноправие. Для получения диплома престижного вуза из любой точки страны при удалённой учёбе необходимо одно – иметь дома компьютер с выходом в интернет. Сама организация удалённого обучения на основе интернет-технологий, в отличие от традиционной дневной или заочной формы, не препятствует совмещению учёбы с работой.
От каких организационных проблем избавит дистанционное обучение
Дистанционный образовательный процесс исключает обязательную для дневного обучения процедуру официального оформления права учиться по индивидуальному плану без посещения занятий (но – при условии трудоустройства по специальности). Такое разрешение выдаётся не раньше второго полугодия третьего курса на один семестр с правом продления.
Процедура долгая, нудная, многонедельная. От студента требует много времени и сил для составления индивидуального графика, его согласования с каждым преподавателем. Невыполнение сроков и видов работ грозит запретом на индивидуальное обучение в следующем семестре. При этом график освобождает только от части аудиторных часов. В идеале нужно присутствовать на 2/3 занятий по каждой дисциплине.
Совмещение дистанционного обучения и работы не только избавляет от необходимости согласовывать время встречи с преподавателями, отпрашиваться у работодателя, но и исключает межличностный конфликт с коллегами в командном труде, когда они вынуждены выполнять работу ушедшего студента.
Главные преимущества удалённого обучения, способствующие объединению учёбы и работы
- нет необходимости в ежедневных посещениях аудиторных занятий;
- отсутствие «психологических барьеров» при общении с преподавателями;
- возможность получения образования, не покидая собственный дом и/или без отрыва от работы;
- разрешение на индивидуальный график обучения при условии выполнения требований учебного плана и своевременной сдачи сессий;
- нет необходимости согласовывать с работодателем время для решения текущих учебных задач.
Когда лучше совмещать дистанционное обучение с работой
В каждом случае тандем работа-и-учёба глубоко индивидуален. Одни поступают на дистанционку, уже работая, – им выбора нет, они будут объединять работу и учёбу с первого семестра. Другие начинают подрабатывать, не успев освоиться в статусе студента. Третьи ищут работу ближе к выпуску.
Между тем есть веские объяснения времени оптимального начала совмещения учёбы с работой, если этого не требуют форс-мажорные обстоятельства. К ним можно прислушаться, их можно игнорировать, но они обеспечивают прежде всего защиту от переутомления, стрессов, конфликтов.
Первый курс – не самое лучшее время для поисков работы. Это период адаптации к вузовской системе образования, к правильной расстановке приоритетов, формированию самоорганизации, умения распределять время и самостоятельно добывать знания. Разумнее проучиться хотя бы один семестр, включая сдачу сессии, чтобы пройти полный цикл обучения в высшей школе. Практика показывает, что и второкурсники далеко не всегда способны успешно учиться, когда находят работу.
В идеале начинать работать лучше со второй половины обучения, когда начинаются профессиональные предметы и проводится многонедельная практика, когда сформированы учебные навыки и студенческая хватка – гибкое лавирование в хитросплетениях дисциплин, расписания, многочисленных требований преподавателей. Опытным старшекурсникам проще добиваются успешного объединения работы и учебы. Совсем хорошо, если это будет профессия по специальности. Но на то и идеалы, чтобы от них можно было отступать.
Основные способы самоорганизации для успешного совмещения учёбы и работы
Когда одновременно важны и учёба и работа, требуется их правильная организация и чёткость в распределении времени. До тех пор пока обучение не закончится, жизнь по жёсткому графику без лишних минут для праздности будет нормой. Правда, успешные люди, достигшие больших высот в карьере и заработках, выстраивают таким образом всю свою жизнь – потому они и успешные.
Двойная нагрузка заставляет:
- провести пошаговый анализ своих действий в течение дня и недели, чтобы найти резервы времени;
- составить стратегический перечень целей и задач на ближайшую и отдалённую перспективу;
- ввести в правило планирование каждого следующего дня;
- ставить себя в условия дедлайна и стремиться завершить дело к установленному сроку;
- сравнивать текущие задачи с выполненными подобными, «прокачивать» свои возможности;
- чаще общаться с целеустремлёнными людьми – они подпитывают желание двигаться вперёд;
- стремиться работать на результат, правильно распределять нагрузку;
- исключить привычки, ворующие время, – «зависание» в социальных сетях, длительные телефонные разговоры и кофе-паузы, просмотры программ, нацеленных на откровенное оболванивание.
Самоорганизация поможет успешному преодолению трудностей при объединении работы и учёбы.
Преимущества совмещения дистанционного обучения с работой
Современные технологии, на которых основано дистанционное обучение, не просто позволяют совмещать учёбу и работу, но создают условия для профессионального становления. Умения, формирующиеся на работе, и знания, приобретаемые в освоении профильных дисциплин, оказывают положительное взаимное воздействие:
- оба вида деятельности учат расстановке приоритетов, организации и координированию процессов, обдумыванию и сопоставлению задач, управлению временем, общению в команде;
- одновременно осваиваются теоретические знания и нарабатывается практический опыт;
- приобретаются коммуникативные навыки и ответственность за выполнение порученных заданий;
- необходимость объединения учёбы и трудовых обязанностей формирует и совершенствует самоорганизацию.
Главное преимущество дистанционного образования для совмещения работы и учёбы – возможность найти на специализированном сайте информацию об актуальных вакансиях, пройти практику с последующим трудоустройством, показать себя работодателю специалистом, который может продуктивно совмещать разные виды деятельности.