В средине XX века с развитием современных средств коммуникации и передачи информации появилась возможность проводить обучение на расстоянии, в режиме онлайн. Дистанционная система обучения в России появилась не так давно, но ежегодно такой метод образования становится все более популярным, его преимущества оценили выпускники школ, родители детей с ограниченными возможностями, люди, которые желают повысить свою квалификацию без отрыва от работы.
Дистанционное обучение, что это?
Система дистанционного обучения (СДО, E-Learning, LMS) – образовательные технологии, целью которых является предоставление возможности студентам любого населенного пункта получать высшее или среднее образование, не выходя из дома и не меняя привычный образ жизни.
Основное преимущество такой системы образования – получить знания могут все желающие независимо от места жительства, состояния здоровья и уровня материального достатка семьи. Правила и технология использование дистанционного обучения в России закреплены в законе № 137 Минобрнауки от 06.05.2006 г.
СДО подразумевает использование современных интернет-технологий, которые позволяют проводить обучение на расстоянии, автоматизировать учебный процесс.
Возможности СДО:
- управление различными формами обучения;
- контроль полученных навыков и знаний;
- адекватный анализ процесса обучения, что позволяет своевременно внести определенные коррективы в процесс обучения;
- обширная библиотека, архив материалов, которые необходимы для получения полноценного и всестороннего образования.
Общение между преподавателем и студентами происходит посредством видео- и аудиосвязи, мессенджера, электронных писем, блога и форума. Лекции проходят в виртуальных кабинетах, которые ничем не отличаются от реальных аудиторий, разве что могут уместить гораздо большее число слушателей.
Для многих категорий граждан СДО – единственная возможность получить высшее образование. Среди студентов много мам с маленькими детьми, инвалидов, жителей маленьких поселков и сел.
Основные характерные черты СДО
Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование в самых престижных вузах страны без необходимости ежедневно посещать место учебы, этот метод образования очень ценят родители детей, которые по разным причинам не могут посещать обычную общеобразовательную школу.
Характерные черты ДО:
- Гибкость. Студенты проходят обучение в привычной для себя обстановке, в удобном темпе, не нужно прерывать трудовой стаж для получения образования.
- Модульность. Весь учебный материал разбит на смысловые блоки, что позволяет быстро создать индивидуальную программу.
- Минимальные расходы. В среднем ДО стоит в 2 раза дешевле традиционной формы обучения, многие вузы предоставляют скидки одаренным или малообеспеченным студентам, сиротам.
- Доступность информации. Все необходимые материалы собраны в одном месте, доступ к ней возможен не только с ПК, но и с любого гаджета.
- Анализ процесса обучения. СДО позволяет отслеживать успеваемость каждого студента, если показатели падают, преподаватель или куратор всегда может вовремя посоветовать дополнительные ресурсы, которые помогут заполнить пробелы в знаниях.
- Практически все СДО создают отчеты в автоматическом режиме, указывают на недочеты – студент может сам увидеть свои слабые места, своевременно скорректировать процесс обучения.
- При обучении дистанционно студенты проходят практику, вуз дает направление, или помогает студенту найти предприятие.
Дистанционное обучение не только обходится дешевле, но и отнимает меньше времени, поскольку в учебном плане присутствует только базисная информация. СДО позволяет получать самую новую и актуальную информацию, последние научные доказательства. Диплом, полученный после окончания учебы, имеет равную юридическую силу с документом, который выдают студентам очной формы обучения.
СДО России – недостатки дистанционного обучения
Подавая документы на прохождение обучения в дистанционном режиме, студенту следует морально подготовиться к большому объему самостоятельной работы.
Минусы дистанционного обучения:
- Отсутствие непосредственного живого общения между лектором и студентами, что практически полностью исключает возможность индивидуального подхода к обучению. С другой стороны, преподаватель не руководствуется личными симпатиями, а учащиеся не имеют возможности дать взятку, что позволяет снизить количество «покупных» знаний.
- Самодисциплина, контроль учебного процесса – для многих студентов организовать процесс правильно сложно, особенно на начальном этапе обучения. Но эти навыки пригодятся и после учебы для построения успешной карьеры.
- Необходимо иметь качественное оборудование, высокоскоростной Интернет, что доступно не для каждого студента.
- Малое количество практических занятий – система ДО построена на теоретических лекциях.
- Отсутствие постоянного контроля – для кого-то из студентов это минус, он не могут собраться, часто пропускают лекции. Но большинство учащихся считают это особенность СДО положительной, поскольку есть возможность в полной мере почувствовать себя самостоятельным человеком.
Основная сложность – идентификация личности студента, который сдает экзамен, защищает курсовую или дипломную работу. Во многих вузах для прохождения этой процедуры нужно посетить учебное заведение лично, пройти аттестацию.
В других учреждениях достаточно просто показать паспорт в веб-камеру перед началом сдачи экзамена. Все нюансы аттестации можно уточнить у куратора, который закреплен за каждым студентом на все время прохождения обучения.
Дистанционное обучение в России и закон
Нормативно-правое обеспечение дистанционного образования в России сложно назвать доскональным – большинство вопросов решается непосредственно учебными заведениями, в законах указаны только общие понятия.
Основные правовые документы, регулирующие СДО:
- Федеральный закон №237 «Об образовании в РФ», в котором указано, что образовательные программы могут быть реализованы при помощи дистанционных технологий. Общие требования к этим программам изложены в ст.16.
- Приказ Министерства образования и науки России №22 от 20.01.2014 – в нем обозначены все специальности средне-специального образования, по которым не допускается полностью дистанционная форма обучения. Для обучения в вузах дистанционно перечня с ограничениями нет.
- Порядок применения дистанционных технологий.
- Методические рекомендации, которые регулярно издают в Минобрнауки.
С точки зрения закона, учебные заведения, которые предоставляют дистанционное обучение, должны обеспечить студента всей необходимой информацией, позволяющей освоить программу в полном объеме без обращения к другим источникам. Это значит, что должна быть создана электронная библиотека, у учащихся должен быть круглосуточный доступ к базам данных и электронным архивам, в реальности выполнить эти условия получается не всегда.
Использование дистанционного метода обучения в России стало настоящим прорывом в системе образования. Метод часто критикуют, называют его образованием второго сорта, но множество выпускников, которые закончили учебу, нашли высокооплачиваемую работу и уверенно продвигаются по карьерной лестнице, подтверждают эффективность этой методики.