Некоторые студенты не особо расстраиваются, если получают на экзамене даже тройку. Но для многих стремление всегда получать только высший балл является приоритетным. Нередко бывает, что оценка идет вразрез с желаниями и ожиданиями студента. Что делать, если оценка за экзамен не радует? Можно ли оспорить решение преподавателя?
Разбираемся в причине получения низкого балла
Существует 3 причины, по которым студен может получить низкий балл на экзамене. Это плохая подготовка, придирки преподавателя или намеренное занижение оценки. Подробнее разберемся с каждой причиной.
Плохая подготовка
Во время учебы приходится постоянно выполнять задания, сдавать тесты и экзамены. Поэтому у студента не всегда хватает сил и времени должным образом подготовиться к испытанию.
При получении низкого балла не стоит сразу обвинять преподавателя. Чаще всего оценка за экзамен поставлена справедливо. Нужно еще раз вдумчиво проанализировать ситуацию, чтобы не попасть в неловкую ситуацию перед комиссией на пересдаче.
Чтобы получать достойную оценку на экзамене, нужно заранее готовиться к испытанию, не откладывать все на последние дни. Экзамен показывает, насколько студент освоил темы, понимает их, умеет разбираться в важных вопросах. Простая зубрежка материала никому не нужна.
Оспаривать оценку можно только в том случае, если есть непоколебимая уверенность в том, что сможешь дать правильный ответ даже на самый сложный вопрос по пройденным темам.
А может преподаватель просто придирается?
Преподаватели — живые люди, со своими эмоциями и чувствами. Поэтому личное отношение учителя к студенту, а иногда и настроение, может повлиять на итоговый результат испытаний. Причина предвзятости часто кроется в некорректном поведении учащегося — хамство, конфликтные ситуации, частый пропуск лекций.
Если студент за весь семестр посетил в лучшем случае 1-2 пары, рассчитывать на благосклонность преподавателя неразумно. Но следует уметь отличать придирки от разумных замечаний. Как минимум, нужно сдать все «хвосты» до экзамена.
Если оценку занижают специально
Такая ситуация иногда возникает со студентами, которые претендуют на стипендию. Срезав ученика на экзамене, можно сэкономить бюджет ВУЗа.
Иногда преподаватели все время находят недочеты, отправляют учащегося на пересдачу. Большинство студентов сдаются после 4-5 раза, предлагают взятку.
Обе ситуации неправильные и неприятные, но доказать вину педагога очень проблематично. Если есть четкая уверенность в неправомерных действиях экзаменатора, следует обратиться в деканат.
Как же оспорить оценку
Путей решения вопроса с заниженной оценкой много. Но популярными считаются 3 — договориться с экзаменатором, подать в деканат апелляцию, сдать экзамен повторно перед комиссией.
Оспорить решение экзаменатора можно непосредственно на экзамене, в течение нескольких дней или перед итоговой аттестацией.
Но следует помнить, что не все ВУЗы разрешают пересдавать экзамен с целью повышения первоначальной оценки. Все условия пересдачи и подачи апелляции прописаны в Уставе учебного заведения. Но какие бы не были правила, за все время учебы можно пересдать не более трех дисциплин.
Самый простой способ — научиться договариваться с преподавателем
Каждый педагог считает свой предмет самым важным, поэтому очень не любит прогульщиков и лентяев. Но если студент весь семестр трудился, писал лекции, готовил доклады, участвовал в семинарах, чаще всего преподаватель легко идет на уступки, разрешает пересдать зачет или экзамен.
Лояльное отношение чаще всего и к отличникам. Если в зачетке стоят одни «пятерки», договориться от пересдаче не составит труда.
Можно попытаться договориться сразу на экзамене, просто попросить преподавателя задать несколько дополнительных вопросов. Большинство экзаменаторов идут на уступки. Часто, видя рвение студента, задают совсем простые вопросы, и ставят в зачетку оценку выше озвученной.
Сложнее тем, кто не выходит из разряда «троечников», посещает лекции под настроение, на занятиях не проявляет активность. Но и такие студенты могут договориться о пересдаче. Главное в беседе показать свою готовность вложить все силы и время в подготовку к пересдаче. На жалость давить не нужно. Это, конечно, может помочь, но шансы 50 на 50.
Не стоит показывать свой гонор и характер, особенно заядлым прогульщикам. Если преподаватель пойдет на принцип, пересдавать экзамен придется перед комиссией, что невероятно сложно.
Если педагогом не реагирует на просьбы, можно обратиться за помощью в деканат, к заведующему кафедрой. Если доброжелательные отношения с педагогическим составом налажены, возможно, кто-то сможет повлиять на решение несговорчивого педагога вместо вас.
Подаем апелляцию
Если мирные переговоры зашли в тупик, нужно составлять апелляцию. Это заявление на имя декана с просьбой назначить дату пересдачи. Причем сделать это нужно в день оглашения результатов, если опоздать, заявление не примут.
Чтобы принять решение, декан лично беседует с учащимся, пытается вникнуть и разобраться в сути конфликта.
В заявлении следует указать нарушение, которое студент выявил:
- нарушение правил проведения экзамена;
- неправильно составленный билет;
- вопросы, которые охватывают слишком большой объем;
- другие условия, которые стали препятствием для успешной сдачи экзамена.
Все аргументы нужно подтвердить. Если просто изложить на бумаге свое недовольство, такой документ даже рассматривать никто не будет.
Если апелляция будет одобрена, студенту назначают день пересдачи с другим педагогом или комиссией, которая состоит из декана и нескольких представителей кафедры.
Точного формата для подачи апелляции нет, но точные требования можно узнать на сайте учебного заведения или непосредственно в деканате.
Пересдача перед комиссией
Это самый крайний вариант, когда другие не сработали. Пересдавать экзамен перед комиссией в разы тяжелее. чем один на один с педагогом. У членов комиссии очень строгие критерии оценки экзамена. И из чувства солидарности они встанут на сторону коллеги при малейшем промахе студента.
Если учащийся настаивает на пересдаче, значит, он ставит под сомнение репутацию педагога. Такой смелый шаг требует идеальной подготовки, безупречного знания всего материала.
Перед комиссией отвечать на вопросы нужно четко, лаконично, не бояться дополнительных вопросов. Не стоит надеяться увести членов комиссии от основных тем, указанных в билете. О возможности заболтать экзаменатора или списать информацию со шпаргалки, телефона можно сразу забыть. Сделать это под неустанным наблюдением нескольких пар глаз невозможно.
За долгую студенческую жизнь избежать стресса, вызванного несправедливой оценкой, вряд ли получится. Но нужно уметь находить выход мирно, не доводить все до скандала. Никто не любит быть участником конфликта, постоянные спорщики быстро портят отношения со всем педагогическим составом. Но это не значит, что не нужно отстаивать свои права. Но делать это нужно мирно и максимально корректно.