Любая форма обучения может быть эффективной, иначе никто не писал бы о дистанционном обучении и не советовал его. Тем более, оно приносит пользу, если есть с кем проконсультироваться, попросить помощи или обсудить какой-либо вопрос по теме. Речь идет об удаленном получении знаний под руководством преподавателей вуза.
Дистанционное обучение широко распространено на Западе – в школах, колледжах, вузах. Там система продумана таким образом, что уровень знаний дистанционщика ничем не отличается от того, который имеют выпускники очного факультета. Статистика европейских высших учебных заведений утверждает, что большинство студентов довольны профессией и качеством знаний, полученных в процессе заочного обучения с применением дистанционных технологий.
В среде отечественных абитуриентов и студентов ходят слухи, что дистанционное образование отличается по качеству, по оценкам. Считается, что оно хуже. Поэтому хотелось бы прояснить некоторые особенности отечественного «дистанционки», и выяснить, почему не у всех получается учиться удаленно.
Причина первая – возраст абитуриентов
По физиологическим нормам осознанный выбор профессии происходит в возрасте 21- 22 лет. У некоторых позже, у кого-то раньше. Это значит, что человек поступает на определенный факультет, не имея четкого представления о будущей работе, поэтому во время учебы чувствует себя неуверенно, сомневается. Это приводит к недоучиванию материала, пропускам лекций без причины, праздного отношения к виду деятельности.
Для сравнения – на Западе существует двенадцатилетняя система обучения в общеобразовательной школе, при этом школьники несколько раз сдают вступительные экзамены на следующий уровень. Выпускаются они позже, чем российские студенты, но более осознанно выбирают профессию.
В России студентом колледжа можно стать в 14 лет. Хорошо, если профессия совпала со склонностями ребенка. Во многих случаях после окончания средних специальных учебных заведений люди не хотят дальше иметь дело со своей специальностью, меняют ее на другую.
В 14 лет, по сути, в подростковом возрасте, когда очень сильно влияют на психику идеалы общества, человека можно убедить в чем угодно. Вот родители и убеждают, что образование – это важно, нужно обязательно его иметь, даже если оно никогда не пригодится. Выбирают, обычно, ближе к дому, чаще в своем же городе с ограниченным количеством учебных заведений. Вот и получается, что у выпускника нет выбора, а потом нет специальности и радости от работы.
Дистанционный колледж – хорошо и правильно только в том случае, если человек сам выбрал профессию, которой нет в его городе. Выпускник нашел возможность, и родители поддержали его. В таком случае у него получится учиться удаленно, ему это будет интересно, он будет видеть смысл и перспективу в обучении. А раз учиться интересно, то будет успевать искать дополнительную информацию. На работу его пока не возьмут из-за возрастных ограничений, поэтому времени на дистанционное обучение достаточно. К тому моменту, когда появится возможность получить работу, он уже будет специалистом.
Перекладывание ответственности на других
Это одна из самых распространенных причин, почему у людей не получается что-либо: учеба, работа, воспитание детей – отсутствие ответственности за свои действия.
Получить высшее образование дистанционно можно только в сотрудничестве с преподавателями. Но задачи обоих сторон разные. Педагог говорит, что и как учить, а студент изучает, следуя рекомендациям педагога.
Если студент считает, что педагог обязан его научить ("разжевать", рассказать по пунктам, показать на пальцах), то можно посоветовать ему поправить фразу. Его не должны учить, он должен научиться сам. Вот и вся разница.
Учиться сам человек может в том случае, когда уверен в необходимости учебы, ее пользе, возможностях, которые она дает. Если нет мотивации, нет и смысла в обучении.
Преподаватель несет ответственность за знания студента в том смысле, что он обязан их дать. Или источники на ценную для студента информацию. А как уж распорядится этим добром сам студент, от профессора не зависит.
Понимают разницу между «учить» и «учиться» 5% студентов. Именно столько людей из числа выпускников вузов становятся успешными. Совпадение? Нет – уровень ответственности за свои действия.
Страх начинать что-то новое
У некоторых людей есть обычный страх перед всем новым. Если родители ребенка не научили его искать и применять информацию, не бояться ошибок, пробовать снова, быть любознательным, у такого человека всю жизнь будет страх, в том числе в учебе. Если вовремя это осознать, то есть шанс изменить свое мировоззрение с помощью дистанционного образования.
Дело в том, что со своими страхами можно бороться, не выходя из квартиры. В социуме сделать это гораздо сложнее, потому что на виду всегда будут лидеры. Их влияние мешает нерешительным людям.
Для начала нужно пробовать проявлять инициативу дома, пытаясь делать все, что требует процесс обучения и преподаватели, а затем уже выходить в люди и показывать результаты. Такой подход в корне меняет личностные ориентиры и душевный настрой.
Если человек пытается учиться, но страх берет свое, может возникнуть кризисный момент и студент попробует оставить учебу. Здесь нужно хорошо подумать – это страх или просто попал не в свою профессию.
Неосознанный выбор профессии
Многие люди, в том числе студенты очных отделений, попадают под влияние чужого мнения – друзей, родителей, известных личностей.
На Западе за личностным ростом и способностями ребенка долго наблюдают педагоги общеобразовательной школы, после чего делают вывод, к чему у него есть склонности. Затем проводится беседа с родителями, нужно ли их ребенку поступать в вуз, или можно ограничиться какой-либо рабочей специальностью. Дело в том, что там уважают любой труд: хороший электрик ничем не хуже профессора.
З 12 лет обучения в школе ребенок высказывает свои мысли по поводу будущей специальности, проводится много встреч с представителями различных профессий. В результате у него больше шансов выбрать специальность правильно – по своим силам и способностям, без учета чужого мнения.
Отсутствие самодисциплины
Признаки отсутствия самодисциплины – это, в первую очередь, часто произносимая фраза: успею, потом сделаю, там ничего сложного. В результате в последний день перед экзаменом скапливается огромное количество несделанной работы, осилить которую невозможно.
Все знают, как негативно первая неудача сказывается на дальнейшей самооценке. Поэтому студент, огорченный собственной неудачей, далее относится к дистанционному образованию прохладно. Возможно даже считает, что его недоучили, но об этом мы писали выше.
Неправильный выбор вуза
Редко, но все случается, что абитуриент неправильно выбирает учебное заведение, где дистанционное обучение плохо организовано. Общение между студентами группы и преподавателями происходит через электронную почту, невозможно поговорить вживую и найти решение проблемы, руководство не использует современные технологии – комнаты для вебинаров, общие конференции, демонстрации лабораторных работ и другие полезные вещи.
Перед поступлением желательно прочитать отзывы об университете, конкретно о дистанционном обучении, программах.
Уточните, сколько лет существует факультет и какие технологии используются для того, чтобы студенты не чувствовали себя оторванными от реальности, а получали мотивацию для деятельности. Не стесняйтесь обращаться в самые известные центры дистанционного образования, например, ЕЦВДО, где можно получить информацию о качественном высшем образовании и консультацию по поступлению.